Время

23 Четверг 5 июня 2003 года


Содержание...

Вернуться << Назад  <<


вернуться на начало страницы следующая статья

Академику И.Р.Шафаревичу - 80 лет!

Выдающемуся русскому математику, политическому мыслителю и страстному патриоту России И.Р.Шафаревичу исполнилось 80 лет. Без всякого преувеличения можно утверждать, что именно политические работы И.Р.Шафаревича явились идейной основой для формирования национально-патриотического движения в современной России.
От всего сердца поздравляем Игоря Ростиславовича с юбилеем и желаем продолжать благородное дело национально-политического просвещения нашего народа.

Председатель ПНВ «Народная Воля»
С.Н.БАБУРИН,
Главный редактор газеты «Время»
Н.А.ПАВЛОВ


«Игорь Ростиславович Шафаревич - выдающийся математик. Но широкую известность как у нас, так и за рубежом принесла ему общественная и публицистическая деятельность…» (из аннотации к книге И.Р.Шафаревича «Русский народ в битве цивилизаций»)

3 июня 2003 года исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося учёного, академика Игоря Ростиславовича Шафаревича – математика, лауреата Ленинской премии, почётного члена нескольких иностранных Академий и научных обществ, члена редакционных коллегий журнала «Наш современник» и газеты «Время» .

В последних классах средней школы Игорь Шафаревич сдаёт экстерном экзамены для поступления в МГУ и семнадцати лет отроду заканчивает, как и отец, механико–математический факультет, а в девятнадцать лет после двухгодичного пребывания в аспирантуре защищает кандидатскую диссертацию. Было это в 1942 году, и диссертация называлась «О нормированности топологических полей».

Став специалистом в области теории чисел и алгебраической геометрии, Игорь Ростиславович Шафаревич с 1942 года работает в Математическом институте им.В.А.Стеклова.

Уже в 1946 году молодой учёный защищает докторскую математическую диссертацию «К теории конечных расширений», количество же его основных математических работ, опубликованных к настоящему времени, превышает сотню; количество же философско–публицистических работ сам автор не может определить точно.

Научная деятельность И.Р.Шафаревича не осталась незамеченной: в 1958 году его избирают членом–корреспондентом АН СССР, в следующем году он – лауреат Ленинской премии, а в 1991 становится академиком в своей стране; к этому моменту он уже является членом иностранных академий, например, таких, как Национальная академия США, Американская академия наук и искусств, Лондонское Королевское общество, итальянская академия «Деи Личеи», академия, объединяющая учёных Германии, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.

Собрание сочинений И.Р. Шафаревича было издано на английском (1989 год) и русском (1996 год) языках, а сам автор в течение тридцати одного года преподавал на своём родном механико–математическом факультете МГУ; под его руководством защищено 35 кандидатских диссертаций, больше половины из этого числа его воспитанников стали докторами наук, а пятеро являются членами–корреспондентами Российской Академии Наук.

Многие годы И.Р.Шафаревич возглавлял в Математическом институте им. В.А.Стеклова отдел, под его руководством в настоящее, не лёгкое для учёных, как и всей страны, время, успешно и регулярно работает научный семинар.

О самой же математике И.Р. Шафаревич в лекции, прочитанной по случаю вручения ему Хайнемановской премии Геттингенской Академии наук, сказал: «Математика сложилась как наука в VI в. до Р.Х. в религиозном союзе пифагорейцев и была частью их религии. Она имела ясную цель– это был путь слияния с божеством через постижение гармонии мира, выраженной в гармонии чисел. Именно эта высокая цель дала тогда силы, необходимые для научного подвига, которому принципиально не может быть равного: не открытия прекрасной теоремы, не создания нового раздела математики, но создания самой математики».

Результаты математических работ И.Р.Шафаревича признаны настоящими учёными всего мира, однако, необходимо сделать упор на другой, возможно более важной, деятельности И.Р.Шафаревича, а именно, на его философских и общественно–политических воззрениях, изложенных в ряде статей и книг, вызвавших интерес всех истинных граждан нашей страны.

Научная и общественно–политическая деятельность И.Р. Шафаревича сопоставима с ролью в этих сферах крупных русских учёных– академиков В.И. Вернадского и Л.С.Понтрягина. Первый имел примерно 500 научных статей и работ, 78 из них–публицистических; второй– был исключён из состава ряда международных научных обществ и организаций за то, что, «будучи членом Исполкома, я упорно сопротивлялся давлению международного сионизма, стремящегося усилить своё влияние на деятельность Международного союза математиков. И этим вызвал озлобление сионистов против себя» (Л.С.Понтрягин).

Аналогичная история с попыткой исключить из рядов международных академий и научных организаций произошла и с академиком И.Р.Шафаревичем после публикации его работы «Русофобия», вышедшей в Советском Союзе в альманахе «Кубань» и журнале «Наш современник». Особенно настойчивыми были попытки исключить И.Р.Шафаревича из академий Франции и США, но в 2003 году академик сам вышел из состава Национальной академии США в знак протеста против американской агрессии в Ираке.

О «Русофобии» И.Р.Шафаревич пишет: «Публикация моей работы «Русофобия» вызвала множество откликов как в нашей стране, так и за её границами. К моему сожалению, они почти исключительно были реакцией на упоминание еврейских публицистов в обсуждавшемся мною течении, да ещё слова о роли еврейских революционеров в революции 1917 г., хотя это не было основной темой работы, что видно, например, по её названию, да и не раз в ней подчёркивалось. Впрочем, и в этом узком аспекте обычно полностью игнорировалась моя аргументация и задаваемые мною вопросы (например, что подразумевается под термином «антисемитизм»), всё это множество статей или отдельных высказываний скорее отражало чувство возмущения нарушением некоторого запрета, обсуждением вопроса, признанного необсуждаемым. Такая реакция показалась мне поразительной, особенно сейчас, когда все, кажется, признают плодотворность открытого обсуждения любой темы…»

Напомним, что И.Р.Шафаревич, в частности, писал: «Есть только одна нация, о заботах которой мы слышим чуть ли не ежедневно. Еврейские национальные эмоции лихорадят и нашу страну, и весь мир: влияют на переговоры о разоружении, торговые договоры и международные связи учёных, вызывают демонстрации и сидячие забастовки и всплывают чуть ли не в каждом разговоре… «Еврейский вопрос» приобрёл непонятную власть над умами, заслонил проблемы украинцев, эстонцев, армян или крымских татар. А уже существование «русского вопроса», по-видимому, вообще не признаётся».

Двадцать три года назад вышла «Русофобия» – работа, в которой прозвучало предупреждение русскому народу, предупреждение, сознательно искажённое и извращённое средствами массовой информации уже захваченными представителями того самого «Малого Народа», русофобская деятельность которого ныне принесла свои чрезвычайно ядовитые плоды. И.Р.Шафаревич предупреждает: «Принадлежность к своему народу делает человека причастным Истории, загадкам прошлого и будущего. Он может чувствовать себя не просто частичкой «живого вещества»…Он способен ощутить (чаще подсознательно) значительность и высшую осмысленность земного бытия человечества и своей роли в нём… На Историю можно смотреть как на двусторонний процесс взаимодействия человека и его «среды социального обитания» – народа. Мы сказали, что даёт народ человеку. Человеком же создаются силы, скрепляющие народ и обеспечивающие его существование: язык, фольклор, искусство, осознание своей исторической судьбы. Когда этот двусторонний процесс разлаживается, происходит то же, что и в природе - среда превращается в мёртвую пустыню, а с нею гибнет и человек. Конкретнее - исчезает интерес человека к труду и к судьбам своей страны, жизнь становится бессмысленным бременем, молодёжь ищет выхода в иррациональных вспышках насилия, мужчины превращаются в алкоголиков или наркоманов, женщины перестают рожать, народ вымирает…

Таков конец, к которому толкает «Малый Народ», неустанно трудящийся над разрушением всего того, что поддерживает существование «Большого Народа». Поэтому создание оружия духовной защиты от него – вопрос национального самосохранения. Такая задача посильна лишь всему народу…»

Современное же положение в стране отражено, в частности, в работе И.Р.Шафаревича «Тысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России»: «Дело не в президентах СССР и России, явно слушавшихся каких–то чуждых сигналов. Но масса политиков, администраторов, финансистов, в основном по списку из статьи «Еврейское счастье», пропагандистов, мгновенно из коммунистов превратившихся в демократов, создала эффект настоящей лавины. А не будь разрушение всей жизни так стремительно, народ, возможно, успел бы осознать происходящее, выделить из себя какие–то национальные силы».

В этом году вышла новая книга И.Р.Шафаревича «Русский народ в битве цивилизаций», основные положения которой сводятся к следующему:

1) Социалистическое и капиталистическое общество – это два пути утверждения складывающейся «технологической цивилизации», или, по выражению автора, – «две дороги к одному обрыву»; «это два разных варианта одной и той же цивилизации и, что самое главное, проблемы, к которым они приводят человечество, в принципе, одни и те же…». И.Р.Шафаревич отмечает, что «коммунистический строй… разрушился как «дочернее», «периферийное» общество, усвоившее основной принцип западной цивилизации, хотя и не полностью его впитавшее и поэтому менее устойчивое. Его судьба является «моделью» того, что ожидает в будущем Запад…»

2) Революция 1917 года решила для России вопрос в пользу принятия основных принципов «технологической цивилизации».

3) Индустриализация нашей страны, выполненная за счёт деревни, - это принятие основных принципов «технологической цивилизации».

4) «Принятие западного, чуждого России пути развития означало, в духовном смысле, отказ от своей независимости. Это принудительно привело позже, в 1980– 1990–е гг., к потере независимости в других областях жизни. Переворот конца 1980–х– начала 1990–х годов был не «отрицанием», а логическим завершением переворота 1917 г. и особенно коллективизации» (И.Р. Шафаревич).

«…Драматические изменения, свидетелями которых мы были в 1990–е годы, представляют собой высшую точку прилива «западнической» тенденции, начавшегося давно, а в «революционной» форме– с 1917 г. Но за приливом всегда следует отлив… И сейчас, действительно, можно видеть многие признаки «отлива», сама «западная цивилизация» явно клонится к упадку…»

Наконец, книга отвечает на самые главные вопросы – что делать современной России и чего можно ожидать ей в ближайшем будущем: Россия «опять стоит перед выбором. Всё теснее связывать себя с Западом (в экономике, внешнеполитических решениях, да и духовно) и тогда разделить с ним судьбу распадающейся цивилизации со всеми вытекающими из этого последствиями. Или, несмотря на всю теперешнюю слабость, постепенно дистанцироваться от Запада, не втянуться в конфликт с Исламским миром или Китаем– и постепенно искать собственный путь…»

Оценить же деятельность академика Игоря Ростиславовича Шафаревича как учёного, философа, публициста оценить его жизненную позицию, можно на основе сказанных им слов в заключении к работе «Русофобия»: «… есть более скромная задача, которую мы можем решать только индивидуально: СКАЗАТЬ ПРАВДУ, произнести наконец боязливо умалчиваемые слова. Я не мог бы спокойно умереть, не попытавшись этого сделать».

Именно эту ПРАВДУ и говорит Игорь Ростиславович Шафаревич.

Бояринцев В.И., д.ф–м.н.,
Нестеров С.В., д.ф.–м.н., профессор

начало статьи


вернуться на начало страницы
вернуться на начало страницы
следующая статья

Нация - прежде всего дух

Николай Павлов
Главный редактор газеты “Время”

Когда-то Ленин написал, что «Россия выстрадала марксизм». Может быть, в начале века и были основания так думать, но после двух катастроф нашей государственности, происшедших менее чем за 100 лет, уже не должно вызывать сомнений, что Россия если что и выстрадала, то никак не марксизм, а единственно Русскую Национальную Сверхидеологию. Сегодня это становится настолько очевидным, что огромное количество людей совершенно стихийно, без всяких теоретиков начинают исповедовать подобный подход.

Однако, чтобы очертить основные контуры Русской Национальной Сверхидеологии, необходимо ответить на вопрос, который, как бы это не выглядело странно после тысячи лет существования русской государственности, вновь и вновь поднимают денационализированные граждане и русофобы всех мастей. Вопрос о том, кого следует считать русским?

Исходя из современных реальностей и предшествующей истории, нужно сразу исключить такие критерии для определения русскости, как «кровь», религия и гражданство. Турок, имеющий паспорт гражданина Германии, не становится от этого немцем, а остается турком. Таджик или азербайджанец, переехав в Россию и получив гражданство, точно так же не становится от этого русским. Принцип, который у наших либералов вызывает восхищение, что все граждане Франции, независимо от происхождения и цвета кожи, являются французами, терпит крах во всех странах Запада. В США никакого «плавильного котла» не получилось и не получится, точно так же, как в Германии и Франции. И это только начало, так как разный темп прироста населения у разных этнических групп в этих странах рано или поздно не только сведет этот принцип на нет, но и заставит осуществить пересмотр самой концептуальной основы подобного подхода. Принятые в последние годы меры по ужесточению законодательства в области иммиграционной политики и предоставления гражданства во Франции и Великобритании служат очевидным доказательством, что процесс пересмотра прежних подходов уже начался.

Вопрос об определении национальной принадлежности по «крови» решается еще проще. Беседуя как-то с представителем Конгресса русских американцев, имеющим чисто русских отца и мать из эмигрантов первой волны, я поинтересовался - кем он считает себя по национальности. И нисколько не задумываясь, он ответил, что считает себя американцем. В отношении русских «плавильный котел» наций в США действительно когда-то работал успешно. Поэтому при всей важности вопроса о происхождении («крови») человека, определяющем этот фактор* для установления национальной принадлежности, может являться только при соблюдении многих других условий.

Я приведу свое определение, кого следует считать русским, которым пользуюсь в своей практической деятельности, и пока никаких возражений не встречал.

Русский тот, кто 1) считает и сознает себя русским; 2) думает, говорит и пишет на русском языке; 3) живет в России (включая дипломатов, разведчиков и командированных за границу); 4) уважает и любит русский народ и его историю; 5) стремится в своей деятельности принести пользу русской нации и государству Российскому.

Это определение носит очевидный духовный характер, потому что нация — все-таки прежде всего дух, сознание и совместная, направленная к общему благу нации деятельность.

Одновременно пора перестать говорить, что русские -полиэтническая, то есть очень смешанная и т.д., нация. Это, во-первых, абсолютно антинаучно, а во-вторых, политически крайне вредно. Но говорится это не без дальнего прицела поделить великороссов на сибиряков, поморов и т.д., как это сделали когда-то, разделив русскую нацию на мало-, бело- и великороссов, оставив только за последними название «русские». Достаточно повнимательней присмотреться к представителям любой нации, даже самой древней, как увидим едва ли не большее разнообразие антропологических типов, чем у русских. Но никто почему-то о них не говорит, что они полиэтническая нация. Никто не говорит это о немцах, которые еще недавно не имели даже единого разговорного языка, а их диалекты различались больше, чем русский и украинский языки, не говорят этого о французах, испанцах, британцах.

Здесь, надо сказать, все просто и ясно. На эти темы, как правило, кроме явных русофобов, говорят и пишут у нас люди либо с нерусскими фамилиями, либо люди, у которых кто-то из родственников не был этническим русским. И они, будучи зачастую по своим действиям более русскими, чем многие наследственные Ивановы и Петровы, опасаются неких обвинений в свой адрес и готовят как бы теоретическое обоснование именно своей русскости потому, что они хотят быть полноправными русскими. На это надо дать ясный ответ раз и навсегда.

Только лицемеры и дураки игнорируют происхождение человека и его родословную, но только фашиствующие ублюдки высчитывают проценты той или иной крови и мечтают об измерениях длины носа и скуловых костей для определения национальности.

Общеизвестно, что все крупные нации при своем формировании вбирали в себя представителей разных этносов. И русская нация ничуть не более смешанная, чем другие большие нации, что давно доказано в целом ряде антропологических исследований. Казалось бы, что при современном уровне знаний эта тема вообще не должна обсуждаться нигде, помимо чисто научных изданий, но она почему-то выходит даже на страницы массовых газет. Этому должен быть положен предел, но не через некий запрет, а через снятие проблемы простым и доступным разъяснением, суть которого в том, что хотя процесс этногенеза русской нации в основном завершен, она, как и всякая другая крупная нация, неизбежно вбирала и будет вбирать в себя, пока живет и развивается, иноэтнические элементы и группы. Русскость этих элементов и групп будет квалифицироваться не по их происхождению, а по самоидентификации и результатам деятельности их конкретных представителей. Думаю, нет человека, который усомнится в русскости таких людей, как Пушкин, Фет, Жуковский или В. И. Даль, имевших, как известно, не «чисто» русское происхождение. Вот на этом и надо поставить точку в разговоре о том, кого же считать русским.

начало статьи


вернуться на начало страницы
вернуться на начало страницы
следующая статья

А ВАЗ и ныне там

В субботу состоялось общее годовое собрание акционеров ВАЗа. Выступивший перед акционерами председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников признал, что у завода есть серьезные проблемы. Точнее, правда, сказать, что проблемы у его руководства: с умением управлять. Иначе как объяснить, что завод, являющийся в определенной степени пятой российской естественной монополией после РАО «ЕЭС», Газпрома, МПС и Центробанка, не смог ни увеличить капитализацию, ни обеспечить рост стоимости акций, обещанный в прошлом году. Более того: с середины прошлого года из-за острейшего кризиса сбыта АвтоВАЗ был вынужден на несколько недель остановить конвейер. На заводе это объясняют засильем подержанных иномарок, из-за которых упали продажи «Жигулей». Может, оно и так, но что же это за «Жигули» такие, что даже подержанные иномарки кажутся покупателю лучше новых наших машин? А ведь цены на автомобильный секондхенд росли постоянно. Однако ВАЗ и ныне там. Понятно, что акционеры были недовольны падением доходности своих акций. Чтобы смягчить их, АвтоВАЗ, по словам Каданникова, «должен превратиться из монопредприятия постсоциалистического типа в рыночно ориентированную компанию холдингового типа». Что же, актуально. Хотя, к слову сказать, российские автолюбители в один голос говорят о том, что качество ВАЗа нынешнего и советского - это земля и небо. И как это положение будет исправляться - непонятно. Так, Каданников считает, что дело исправит ежеквартальная публикация отчетности по международным стандартам. Не спорю, дело хорошее. Однако к этому надо добавить, что, несмотря на эти заявления, финансы ВАЗа прозрачными не назовешь. Более 90 % общей выручки завода в прошлом году составляли расчеты не денежными средствами, а в основном векселями аффилированной с АвтоВАЗом Автомобильной финансовой корпорации, различных банков и финкомпаний. Аудитор Pricewaterhouse Coopers указывает в своем отчете на то, что не получил «достаточных подтверждений полного отражения в бухгалтерской отчетности обеспечений, выданных в форме векселей,и векселей, индоссированных обществом». Оставим в стороне подозрения в отношении того, ради чего ВАЗ держит такую запутанную бухгалтерию. Гораздо важнее то, что подобное состояние финансов ВАЗа делает нереальным масштабную модернизацию производства, без которой о конкуренции даже и с подержанными иномарками можно забыть: 80 процентов вазовского оборудования уже запредельно изношено. Тем не менее вице-президент АвтоВАЗа по стратегическому планированию Михаил Москалев назвал вексельную схему «самым эффективным инструментом, защищающим интересы акционеров». То есть на самом деле, несмотря на все красивые слова, схема финансовой деятельности ВАЗа будет прежней - хотя акционеры на описываемом собрании однозначно сказали, что их она не устраивает. Можно добавить к этому и такую интересную деталь, что московские и тольяттинские журналисты, освещавшие мероприятие, так и не смогли добиться ответа на вопрос, на что конкретно потрачены 4,9 млрд. рублей, размещенных заводом, по данным ревизионной комиссии, «в дочерних и прочих организациях».

Из всего этого напрашивается следующий вывод: сложное положение ВАЗа и потеря им позиций уже и на российском рынке вызваны не какими-то объективными трудностями, а совершенно осмысленными, целенаправленными действиями. И правительству, в частности, ведомству господина Грефа, надо не задирать пошлины на ввозимые россиянами машины, а потребовать от Каданникова закрытия этой «кормушки», которую мы же почему-то и должны оплачивать.

Геннадий МОКРЕЦКИЙ

начало статьи


вернуться на предыдущую статью
вернуться на начало страницы
следующая статья

Пока Грызлов министр, мы все - потенциально убитые

Академик Российской академии наук, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР генерал-майор авиации Александр Красовский был убит грабителями в собственной квартире. Добычей бандитов стали ордена убитого ученого: Знак Почета, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, За заслуги перед Отечеством, а также ряд медалей. Как оказалось, в стране, столь высоко оценившей сделанное ученым, не нашлось гаранта соблюдения самого главного права человека - на жизнь. Не нашлось никого, кто смог бы помешать негодяям оценить эту жизнь, принадлежавшую замечательному человеку, сделавшему много больше полезного для Родины, чем большинство его современников, в свою цену - ту, которую дадут на черном рынке за похищенные у убитого ордена и медали.

Идет натуральная охота на наших ученых, которые уже образовали в криминальной статистике свою отдельную «линию жертв». Потому что это, как правило, пожилые, беззащитные люди, обходящиеся без охраны и бронированных лимузинов. Сейчас уже не надо быть богатым, чтобы заинтересовать преступников. Напротив - идет охота на тех, кто не может окружить себя высокими стенами, вооруженной охраной и новейшими системами сигнализации. Идет охота на всех, у кого есть имущество, достаточное для обмена на дозу наркотиков. Безнаказанность убийц снизила цену человеческой жизни до катастрофического уровня. А это значит, что все мы - потенциальные жертвы убийц. Потому что они уже интересуются только золотом, бриллиантами и тугими кошельками. Достаточно сотни рублей, чтобы какой-нибудь подонок уже начал примериваться пустить вам кровь.

И здесь остается только задать один вопрос: что еще должно случиться, чтобы на место главного милиционера страны пришел человек, представляющий себе, как бороться с преступностью? Неужели мало тех громких жестоких преступлений, что уже произошли? Вина за то, что сейчас происходит с криминогенной ситуацией, - целиком и полностью на Грызлове. Он не тот человек, кто имеет право на пост главы МВД. Он был бы лишним в этом ведомстве даже в качестве участкового. В качестве министра он сам представляет повышенную опасность для каждого из нас - своим выдающимся непрофессионализмом, своей политической ангажированностью, своим «совместительством» по партийной линии, ворующим у него драгоценное время, которое он может и обязан сегодня тратить на свою непосредственную работу.

Далее такую ситуацию терпеть не представляется возможным. Потому что она делает всех нас потенциально убитыми. Мы все - заложники политических игрищ власти. Глава МВД должен ловить преступников, а не возглавлять «партию власти» - в нынешней ситуации по 25 часов в сутки. Только это может дать хоть какие-то гарантии того, что вор будет сидеть в тюрьме. Когда же происходит обратное, то от тюрьмы легко уходят не только воры, но и головорезы, и громилы.

Хостинг от uCoz

Павел СЕРГЕЕВ

начало статьи


вернуться на предыдущую статью
вернуться на начало страницы
следующая статья

Санкт-Петербург и Эвиан: противоречивые итоги и робкие надежды

Безусловно, главными событиями мировой политики недели стали Санкт-Петербургская встреча 43 президентов , саммит Россия-ЕС, прошедший в эти же дни в том же месте, и саммит «Большой Восьмерки2 во французском Эвиане. Итоги этих мероприятий пожалуй, точнее всего назвать противоречивыми и внушающими робкую надежду. Так, не было получено практически никаких оснований считать, что «калининградский узел» будет в обозримом времени разрешен: европейцы не дали ровным счетом никаких обещаний дать возможность пересекать российским гражданам границы стран ЕС в безвизовом режиме. Потому что считать обещанием туманные рассуждения, что, может быть, когда-нибудь так будет сделано, - это не обещания, а заигрывание темы. Более того, отказ ЕС пойти России навстречу в этом принципиальном вопросе даже в Санкт-Петербурге во время грандиозных юбилейных празднеств вообще символичен. Он дает понять - для европейцев этот вопрос тоже принципиален. И ответ они на него собираются дать вполне определенный - причем не обязательно, чтобы он нравился нам.

Далее: в Эвиане Россия согласилась присоединиться к т.н. «программам помощи беднейшим странам». Цена вопроса - 2 миллиарда долларов, которые теперь уйдут из российского бюджета на оказание этой интернациональной помощи 21 века. Вопрос о том - есть ли на что тратить эти деньги в России? - предлагаю считать риторическим.

Что же тогда внушает пусть робкую, но надежду? То, что Президент России Владимир Путин продемонстрировал свое желание отстаивать интересы страны. И в Санкт-Петербурге, и в Эвиане он не считал нужным подыгрывать западным лидерам, боясь «испортить праздник». В Питере он четко и недвусмысленно заявил, что создание «Шенгенской стены» просто недопустимо, в Эвиане - что «Россия сотрудничает с Ираном и дальше будет продолжать сотрудничество с этой страной».

«Иран - наш сосед, и мы будем сотрудничать с ним и дальше, - сказал Президент. - Мы категорически против того, чтобы вытаскивать какие-то проблемы, которые служат целям конкуренции». «Решающую роль должна сыграть МАГАТЭ, - продолжал Владимир Путин. - Мы будем строить сотрудничество с другими странами, исходя из того, насколько они проявляют готовность подчинить свои программы контролю МАГАТЭ». Данное заявление можно объяснить и уточнить позицию России по Ирану и шире - о «новом мировом порядке». Собственно, Путин дал понять, что не считает «новый мировой порядок», то есть гегемонию США, неизбежностью современной политической жизни. Есть стремление США контролировать мировую систему безопасности и не дать отдельным режимам получить в свое распоряжение оружие массового уничтожения - в этом Россия не видит ничего плохого и будет помогать Америке. Но в то же время на брифинге в Эвиане Путин заявил: «Россия заняла принципиальную и даже жесткую позицию по Ираку; президент Буш в этой связи мог обидеться, не приехать в Санкт-Петербург и пойти на дальнейшее усугубление расхождений в отношениях между Москвой и Вашингтоном, но Буш повел себя как серьезный политик, который хочет развивать отношения с РФ и со всем миром. Но есть и стремление США, под предлогом борьбы за безопасность, устанавливать свои правила экономической конкуренции; с такой позицией Россия не может согласиться, такая позиция противоречит интересам самой России и всего мира, - заявил российский лидер.

Именно такая его позиция, которую он не постеснялся и не побоялся продемонстрировать в ситуации, когда и Россия, и он сам находятся в весьма сложной ситуации, чреватой многими нежелательными последствиями, и внушает надежду на то, что нашу страну возглавляет человек, достойный этого звания.

Евгений АСТАХОВ

начало статьи


вернуться на предыдущую статью
вернуться на начало страницы
следующая статья

Чубайс крепчал

Итоги выборов в совет директоров РАО «ЕЭС России» были названы сенсационными. В совет не попал последовательный критик Анатолия Чубайса Александр Бранис, выдвинутый рядом иностранных миноритариев. Не попал в него и Виктор Кудрявый. Однако назвать это сенсацией язык не поворачивается: такой исход был желателен для Чубайса. А значит - вполне предсказуем. Другое дело, какие последствия может иметь это событие. О том, насколько можно верить в компетентность и чистоплотность нового совета директоров РАО, уже сейчас можно судить по тому, что акции компании продолжают падать. Более того - столь вольное обращение Чубайса со своими оппонентами в перспективе, по мнению аналитиков, может привести и к настоящему обвалу акций.

А как выбирали совет директоров? Эту процедуру легко описать одним примером: когда Александр Бранис заявил, что менеджмент РАО затянул перевод на английский язык документов для владельцев ADR и поэтому они, не успев с ними ознакомиться, могут сделать неправильный выбор, менеджеры РАО даже не пытались вступать с ним в спор. Бранис был просто проигнорирован. И теперь уже никто не будет пытаться созвать внеочередное заседание собрания акционеров, чтобы сместить Чубайса, что Бранис не раз и пытался сделать.

Впрочем, у менеджеров РАО была еще одна причина для волнения - Виктор Кудрявый, неожиданно поддержанный на выборах в совет директоров президентским полпредом Полтавченко.Но и здесь все разрешилось за несколько дней до собрания акционеров - Полтавченко дал «задний ход». Почему? - вопрос риторический. В общем, все мы еще раз получили наглядную демонстрацию того, каким ресурсом влияния на высшие сферы российской власти обладает Чубайс.

Хотя, сказать, что теперь Чубайс полностью спокоен, нельзя. Да, он получил такой совет директоров, какой хотел. Но вместе с этим он получил и падение курса акций РАО, и падение общей капитализации компании желающих вкладывать деньги в захват несколькими «дядями» энергетических мощностей становится все меньше и меньше. Но, к сожалению, реакции у главного акционера РАО, государства, это пока не вызывает. По крайней мере - пока.

Будем ждать нового рекорда по количеству замерзших квартир? Хотя и это еще не является гарантией, что будет услышан голос и тех, кто пытается бороться с Чубайсом. В этом же году рекорд был, а адекватной реакции на него - нет. Потому что согласие государства с объяснениями Чубайса о том, что полстраны заморозил пьяный слесарь, - это реакция явно неадекватная.

Никита ИВАНОВ

начало статьи


вернуться на предыдущую статью
вернуться на начало страницы
следующая статья

Янки идут

к границам России!

Как стало известно во вторник, Пентагон планирует провести самую крупную передислокацию войск с момента окончания Второй мировой войны. По сообщению сайта NBC News, самые большие сокращения контингентов произойдут в Германии, Южной Корее и Японии. По словам представителей министерства обороны, американское военное присутствие усилится в Польше, Румынии и Болгарии, а силы дальневосточной группировки переместятся в районы Юго-Восточной Азии с опорными центрами и базами в Северной Австралии, на Филиппинах и, возможно, во Вьетнаме. В настоящий момент на территории Германии находятся 70 тысяч американских военнослужащих, Южной Кореи - 38 тысяч, Японии - 47 тысяч.

Данная передислокация войск менее всего напоминает концентрацию сил для борьбы с КНДР, Ираном или Сирией. Впрочем, в принципе возможно, что стратеги в Вашингтоне намерены сначала нанести сокрушительный удар по КНДР, а потом уже вывести войска из региона. Однако даже в этом случае не совсем ясно, с кем собирается воевать Америке и для чего ей войска в Польше (Румыния и Болгария могут все же быть плацдармами для военных операций на Ближнем Востоке, хотя при наличии Ирака можно было бы вполне обойтись без этих стран). И все эти «телодвижения» выглядят более чем странно в свете того, что говорил американский президент на последней встрече с Владимиром Путиным о «протянутой руке дружбы» и прочих вещах. Более того - у граждан России есть все основания считать, что, заверяя Россию в своих лучших чувствах, Буш на самом деле, вполне возможно, и вовсе планирует блицкриг по-американски. А что здесь невероятного? Ведь в последний раз подобная концентрация войск на наших западных рубежах наблюдалась лишь перед началом Великой Отечественной войны.

Конечно, если сейчас задать вопрос на эту тему самому Бушу, то он скажет, что войны с нами ни у кого из американского начальства на самом деле нет и в мыслях, что американцы склонны рассматривать размещение своих войск на территории другого государства как залог долговременных союзнических отношений с теми же поляками, румынами и болгарами, что вывод войск из Германии вызван разногласиями, которые возникли в последнее время между США и ФРГ, тем более что там им уже давно совершенно нечего делать, что Америка не хочет зависеть от настроений немецких лидеров и надеется на лояльность новых друзей из Восточной Европы. Все это можно признать похожим на правду. Но, если американцам нечего делать в Германии, еще менее объяснимо их присутствие в Восточной Европе. Ведь очевидно, что на эти страны никто не собирается нападать по той простой причине, что ни у кого для этого просто нет сил. То есть Россию можно по-прежнему считать хоть «империей зла», но не заметить того, что она сейчас не способна напасть даже на Румынию, невозможно.

Таким образом, на смену постепенно разлагающемуся НАТО у наших рубежей становятся уже чисто американские войска. Не видеть, что это сильно похоже на окружение - значит, способствовать наступлению второго 22 июня. Где свидетельства тому, что американцы не решились, наконец, обойтись без «предварительных этапов», вроде нападения на Ирак, и сразу перейти к «основной задаче»? Нет таких свидетельств. Но руководство страны не сделало даже простого официального заявления российской позиции по этому вопросу. Может быть, по той простой причине, что у него нет этой позиции? То есть потому, что ему все равно?

Другого объяснения странного молчания России просто не находится.

Владимир ГОНЧАРОВ

начало статьи


вернуться на предыдущую статью
вернуться на начало страницы
следующая статья

Потемкинский город за 2 миллиарда долларов

Валентина Матвиенко обнародовала предположительную сумму государственных ассигнований на подготовку и проведение праздников в честь трехсотлетия Санкт-Петербурга. Сумма эта внушает: около 60 миллиардов рублей. И этот результат еще не является окончательным. Более того - еще не учтены внебюджетные средства, а также спонсорская помощь, полученные теми, кто отвечал за организацию юбилея Северной Пальмиры. Какие же действительно деньги были выделены на сие богоугодное дело, - сегодня ведает, пожалуй, только Аллах...

Вообще-то логичней составлять смету до начала мероприятия. Однако считать опосля гораздо надежнее: потраченные деньги вернуть уже не получится, даже если кто-нибудь крайний и загремит за решетку. Это, кстати, сделать было бы нелишне, потому что в голове обывателя два миллиарда долларов не вяжутся с мелкими, в сущности, работами, которые этот обыватель видит перед собой. Питер не получил на 300-летие ничего, что могло бы пригодиться по завершении массовых уличных гуляний. Нет ни кольцевой дороги, ни восстановленного метро, ни дамбы. Но это совсем не значит, что свой праздник петербуржцы встретили в унынии: чтобы разочароваться, нужно на что-то надеяться. А еще за год до юбилея Смольный провел среди горожан опрос о том, чего они ждут от грядущего 300-летия. В Питере живут здравомыслящие люди: большинство горожан высказали уверенность, что в результате всех усилий к 300-летию будет лишь подправлен внешний облик города и заасфальтированы дороги в историческом центре. Так и получилось. Уже весной 2001 года дамба из списка подарков была вычеркнута. Строительство кольцевой дороги вовсе обернулось скандалом. Осенью 2001 года Верховный суд России признал недействительным распоряжение Михаила Касьянова о начале строительства первой очереди дороги. Поэтому строить Санкт-Петербургскую КАД начали не только без результатов комплексной экспертизы, но и без готового рабочего проекта. Минтранс сначала заморозил всю сумму, выделенную на строительство, а затем объявил новый тендер среди подрядчиков. В результате сдачу первого полукольца объездной дороги перенесли на 2005 год. В феврале 2002 года стало окончательно ясно, что петербуржцы не получат к юбилею и отремонтированного метро. Итальянский проходческий щит оказался неспособен работать в питерских грунтах - оказывается, его зубья летели, как перелетные птицы после контакта с многочисленными валунами, которые в предшествующие геологические эпохи «нафаршировал» землю, на которой стоит Питер, некогда располагавшийся здесь ледник. И теперь, по самым оптимистическим прогнозам, востановить движение удастся не ранее мая 2004 года.

Всего же к юбилею собирались подготовить около сотни объектов. Кроме того, 21 объект входил в специальный указ Президента, подписанный в феврале 2001 года. Накануне праздника глава Госстроя Николай Кошман отчитался, что госкомиссией не приняты всего 2 объекта из президентского списка, а ремонт остальных закончен.

То, что на самом деле на многих объектах работы не завершены, госкомиссию не смутило. Возглавляющий ее заместитель председателя Госстроя Анатолий Петраков изобрел элегантный выход: все, что было сделано к 27 мая, теперь называется первой очередью реставрационных работ. Соответственно, все, что не успели, автоматически относится ко второй очереди.

Точно так же были сданы и многие другие объекты. Питерским ноу-хау стала укладка плитки в 30-градусные зимние морозы. Результат этой работы нетрудно предугадать. На многих фасадах видны пятна - зимние работы производились в основном при искусственном освещении, а в строительные растворы добавлялась соль, чтоб они не замерзали. На Измайловском проспекте появились дома-фантомы: у находившихся десятилетиями в аварийном состоянии зданий с разрушенной кровлей в срочном порядке оштукатурили фасады и поставили дорогие тонированные стеклопакеты.

Приезжих шокирует еще одно ноу-хау - аварийные дома закрыты щитами, на которых нарисованы их исторические фасады в натуральную величину. Впрочем, это изобретение нельзя назвать чисто питерским - так при реконструкциях поступают во многих европейских городах, с той ли лишь разницей, что там «зарисованные» дома действительно ремонтируют, а судьба петербургских аварийных строений после 300-летия, скорее всего, будет столь же печальна, как и до юбилея.

И, напоследок, посмотрим, во что обходятся юбилеи других известных мировых городов.

В феврале 1992 года отмечалось 150-летие Сиднея. Оно обошлось городской казне чуть больше, чем в миллион долларов. В сентябре 1995 года начались торжества, посвященные 3000-летию Иерусалима. Они продолжались до января 1997 года. Цена праздника - 30 миллионов долларов.19-20 июня 1998 года в Нью-Йорке отмечалось 100-летие со дня объединения пяти основных городских районов (Манхэттена, Бруклина, Бронкса, Квинса и Статен-Айленда) в единое муниципальное образование Нью-Йорк-Сити. Официальные мероприятия обошлись примерно в $400 тыс. Эти средства были собраны за счет спонсорских пожертвований.

Как говорится - почувствуйте разницу...

Дежурный по кухне
Д.ХВОСТОВ

начало статьи


вернуться на предыдущую статью
вернуться на начало страницы
следующая статья

«Народная Воля» на праздновании Дня Бояна в русском городе Трубчевске

На карте нашей Родины есть города, не отличающиеся масштабами площадей и улиц, высотой небоскребов и торговых центров, изысканностью казино и ресторанов, но именно они - хранители наших культурно-духовных традиций, неразрывной связи времен и поколений, творцы многовековой русской истории, архитекторы будущего Державы.

К таким исконно русским городам относится город Трубчевск, раскинувшийся, словно крылья аиста, на высоком берегу торжественно-величественной реки Десны. Вот уже восемнадцатый раз город празднует День сказителя Бояна – предполагаемого автора «Слова о полку Игореве». Этот праздник всегда проходит в Дни славянской письменности и культуры. Ежегодно 24-25 мая город живет особой, переполненной событиями жизнью, свидетелями и участниками которой являются не только трубчане, но и гости из славянских государств – Украины и Беларуси. Для горожан – это особые и желанные дни, к которым они готовятся целый год, и, как итог - конкурсы, фестивали, выставки, театральные спектакли, концерты – триумф славянской культуры и истории.

В текущем году праздник отличался особой торжественностью и колоритом, ибо, помимо традиционных мероприятий, были восстановлены и увековечены имена тех, кто творил нашу историю, создавал ее культуру, оставив потомкам пример национального патриотизма и любви к тому, что называется Великая Россия.

Второй год в праздновании Дня Бояна принимала участие делегация Партии Национального Возрождения «Народная Воля». Делегацию возглавила заместитель Председателя Нина Борисовна Жукова. Программа праздника была насыщенной и многоплановой, подобно летописи она оживляла страницы нашей истории, ее героев и творцов.

При открытии памятной доски на доме, где жил учитель словесности А.С.Пушкина Александр Иванович Галич, которому поэт посвятил стихотворения «Пирующий студент», «Послание к Галичу», от имени Партии Н.Б.Жукова вручила премии 5 лауреатам премии Галича – «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина. Выступившие учителя и учащиеся города еще раз показали, что в городе живут не только хранители традиций, но и продолжатели идей и творчества великих мужей государства.

Особая атмосфера царила в детской школе искусств, в которой учатся будущие композиторы и художники, писатели и актеры, где силами детского и преподавательского состава во главе с директором Г.А.Соболевым создан краеведческий музей, связанный с историей края. На почетном месте – стенд, посвященный памяти великой русской певицы начала XX века Анастасии Дмитриевне Вяльцевой – исполнительнице старинных русских и цыганских романсов, народных песен. Ее тонкий, бархатно-соловьиный голос, сохранившийся на старой пластинке, наполнил праздник светом и теплом, надеждой и верой в будущее. На доме купца Яськова в эти дни была открыта памятная доска - «Чайке русской эстрады», «несравненной», великой А.Вяльцевой. Выступивший член Центрального Политического Совета Партии, Заслуженный артист России, певец и композитор А.Ковалевский назвал певицу «бриллиантом музыкального искусства». Региональный праздник народного творчества «На земле Бояна», прошедший в Школе искусств, в котором приняли участие учащиеся, преподаватели, творческие коллективы города и района, показал, что голос певицы живет не только на старых пластинках, но и в сердцах, душах ее потомков – «их голоса звучат торжественно осанной».

Вечером в Доме культуры состоялся настоящий фейерверк подлинно национального русского искусства – поэтический вечер поэтов-самородков земли Трубчевской, потомков Бояна – А.Буряченко, В.Соловского, С.Кузькина, чье творчество воплотилось в новых сборниках стихов – «Засадный полк», «Горница», «Ожидание», изданных накануне праздника. Подарком трубчанам и гостям города стал альманах славянской литературы – «На Земле Бояна», в котором собраны стихи современных славянских поэтов с призывом к единению, любви к Родине, ребенку, женщине; с верой в возрождение Великой России. России - Бояна и Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и Козьмы Минина, князя Пожарского и Г.Жукова, ибо именно над такими Трубчевсками «занимается новый рассвет…».

Праздник проходил в дни ударной посевной, и от удачного ее проведения зависит целый год. Трубчевский район во главе с настоящим хозяином, главой администрации В.М. Жигуновым, возрождает не только культурно-духовные, но и сельскохозяйственные традиции. В этом году администрация и жители с.Юрово решили положить почин – возродить древнюю русскую культуру лен, который не только одевает и кормит, но и очищает землю и воздух. Был заново создан концерн «Русский лен». Вот почему, когда в 9 часов вечера А.Ковалевский приехал в село с концертной программой, его жители только возвращались с посевной и пастбищ. Но постепенно импровизированная сцена перед сельским клубом заполнилась людьми и, что всех поразило, детьми. Значит, у села есть продолжение и будущее. Аплодисменты, букеты сирени, тюльпанов и ирисов – вот награда за творчество певца и композитора, который целый вечер дарил любовь, призывал беречь самое дорогое, что есть у каждого русского человека, – красоту России, воплотившуюся в шумящей дубраве, крике журавлей, белом ландыше и глазах ребенка, в которых - боль и надежда, вера и желание быть на этой земле ее хозяевами и творцами.

Кульминацией праздника явилось театрализованное представление на стадионе города 25 мая. Перед зрителями прошла вся история России, не раз демонстрировавшая, что сила ее в единстве и согласии, ибо «половцы» и «змеи» настоящего вновь хотят поставить ее на колени, взять «в полон». Гусли легендарного Бояна, пронизывая время и пространство, зовут нас к единству и вере, почитанию традиций культуры и истории. Об этом говорили выступившие перед зрителями представители исполнительной и законодательной Федеральной и региональной власти, общественно-политических организаций трех славянских республик, среди которых была Н.Б.Жукова, отметившая силу и значение культурно-духовной составляющей в возрождении подлинно национального Русского государства. И как подтверждение сказанному над стадионом пролетел клин курлыкающих журавлей. Участники праздника восприняли это как символ надежды и веры в Великое будущее Великой страны.

В парке после возложения цветов к памятнику сказителю Бояну состоялся литературный вечер «Над Днепром, Десной и Сожей». И вновь звучали стихи, вручались литературные премии, а лица людей озарялись каким-то особым светом добра и счастья, достоинства и уверенности. И пусть бритоголовые мальчишки с веснусчатыми лицами еще не пишут стихов и картин, но в их душу попала чистота музыкальной поэзии Бояна, которую уже не уничтожить никакими информационными технологиями, как нельзя заставить аиста жить среди недобрых людей, в «поганом месте». А на Трубчевской земле с древнейших времен живут эти величественные и гордые птицы, приносящие людям счастье и радость, мир и добро.

Еще долго по Десне плыли огни, теряясь за ее изгибами, а над городом в брызгах салюта (его подарили городу гости с Украины) звучала песня –

«Берегите красоту России, нет другой на свете красоты,

Женщины ее не объяснимы, и России синь у них в глазах».

А над древним Трубчевском занимался новый день - день новых свершений и великого будущего, а в крике пролетавших журавлей отчетливо звучало - СЛАВА РОССИИ!

Член делегации, секретарь ПНВ «Народная Воля»,
С.А.Анисимова

На фото (справа налево):
С.А.АНИСИМОВА - член ЦПС Партии.,
ЖУКОВА Н.Б. - зам. Председателя Партии,
ЖИГУНОВ В.И. - глава администрации Трубчевского района с супругой,
ЖУКОВ Л.В. - представитель администрации Президента,
МАКСИМЧУК Л.М. - поэтесса

начало статьи


вернуться на предыдущую статью
вернуться на начало страницы
следующая статья

К вопросу об образовании и образовательном языке

Речь пойдёт о Свободе и языке, об образовании и образованности, о правах и праве Человека, основанных на полученных наукой данных о реальных свойствах и возможностях человека, потому что существует возможность сделать выводы о разграничении и различении понятий о правах человека и общества, о государственных правах и праве Государства как центрального и централизующего определения прав и полномочий самого государства, обусловленных законами и принципами науки, и также об ограничении произвольной Свободы, свободы деятельности, информационной свободы, когда такие ограничения осуществляются наложением норм, правил, прав и полномочий, установленных наукой.

Нормы и правила, выводимые из фундаментальных законов наук и научной логики, являются необходимым условием сохранения и безопасности жизни людей, являются эволюционно-поступательным шагом, формационным условием развития мышления, общества и цивилизации в целом, что и осуществляется на основах познания и познанного, на основах выявления и определения этих законов, норм, правил и закономерностей и установления причинно-следственных нормативных критериев в их взаимосвязи и объективной причинно-следственной обусловленности, и поэтому такие нормы и правила не могут рассматриваться как подавление свободы человека, а как раз наоборот, и поэтому являются обстоятельством обеспечения его Свободы, условием его интеллектуального развития, как обстоятельства обеспечения жизни в индивидуальном и общественном определении эволюционного фактора.

Наложение нормативных ограничений и обусловлено необходимостью сохранения жизни, так как без налагаемых нормативных ограничений сохранение жизни в целом не обеспечивается, не обеспечиваются и не могут быть гармонизированы и гарантированы права Человека государством и цивилизацией в целом, что и определяет их общее и всеобщее для цивилизации назначение и их обязательное исполнение Институтами государственного управления, Институтом Образования на основах общности самой системы научных знаний и языка этой системы.

На этих же основаниях, явного или неявного знания, на основаниях логической интуиции и возникает, при нарушении установленных наукой норм и правил, несогласие с действующими правительствами, с действующим, но противоречащим научным нормам и правилам законодательством, с действующей, но нарушающей нормативную базу науки и языка знания, экономикой, и с плюрализмом свободы слова, но не в повседневности и в межличностных отношениях, а на государственных уровнях и в государственных средствах массовой информации, там, где не могут, не должны нарушаться, но нарушаются логические нормы и правила из-за недостаточной образованности и сами принципы и основы научного знания.

Любой человек и, в первую очередь, человек, находящийся в институтах управления, то есть в сфере координации общественной деятельности, не может быть свободен от общих социального уложения норм и правил и быть освобождён от системы научных знаний, освобождён от ответственности за жизнеобеспечение, освобождён от интеллектуальной деятельности, от Труда познания, образования и самообразования, когда самоконтроль и критичность должны проводиться сопоставлением своего мнения с мнением науки.

Индивидуальному мнению, как и свободе слова, не может быть предоставлено право на власть именно потому, что у человечества есть и дана для изучения система научных знаний, есть и даны законы знания, есть и дана нормативная база индивидуальной и совместной деятельности, и потому что индивидуальный язык не может быть языком всеобщего назначения, а наоборот, общий образовательный язык должен быть и индивидуальным языком, ибо язык и есть средство общения и коммуникационного определения и взаимопонимания, есть средство обозначения, есть средство совместной познавательной и трудовой деятельности, потому всякое отклонение от норм языка приводит к отклонению норм и правил совместной интеллектуальной и трудовой деятельности, ведёт к отклоняющемуся и асоциальному поведению, что и объясняет необходимость всеобщего обучения языку науки, языку научного знания, а значит, и гармонизации и самоорганизации эмоционального и интеллектуального, к нормализации деятельности функциональных систем организма человека, а не к дезорганизации психической деятельности, как это происходит при не установлении норм языка, при отсутствии закона о языке, то есть отсутствия обобщённого знания о том, что такое язык и его воздействие на человеческое восприятие, поведение, мышление и сознание.

Язык есть основа как воспитания, так и обучения человека. Необходимо привести язык к истинному смыслу полученных научных знаний и избавиться от ложных суждений и выводов периодов до получения достоверных, экспериментально проверяемых знаний.

Человек не может быть свободен не только от рационально-созидательного Труда, от совместной жизни и деятельности, но и от познания, а значит, и от самообразования на основе изучения познанного, доказанного и действующего, от понимания и осознания необходимости соблюдения современных норм и правил, так как при их несоблюдении нарушаются Права других людей, права общества и государства, права науки и знания, нормы и правила воспитания и обучения, и ПОЭТОМУ У ЧЕЛОВЕКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВА НАРУШАТЬ НОРМЫ И ПРАВИЛА НЕ ТОЛЬКО СОЦИАЛЬНОГО УЛОЖЕНИЯ, НО И НОРМЫ И ПРАВИЛА СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКА, притом не имеет значение, каких установлений, каких личных мотивов, взглядов, воззрений и убеждений не придерживался бы индивид, понимая, что может ошибаться и быть неправым, но и то, что его личное мнение не может быть приоритетным по отношению к правам общества и государства, но может противоречить научным доказательствам, критериям и определениям Права, что не может личное мнение служить оправданием незнания того, что установило человечество, когда осуществляло познание и того, что оно назвало наукой, научным знанием, и что уже само появление научного знания требует отказа от личного, возможно, ложного, ошибочного мнения и от изучения, полученного наукой истинного знания и языка науки, и, конечно, когда литературный язык нельзя считать научным и образовательным языком для современности.

Общество и государство не могут себе позволить свободу мнения там, где решаются проблемы сохранения жизни, проблемы жизнеобеспечения, проблемы эволюции, социальной коммуникации, прогресса и развития. Общество и государство не могут наделить себя правом оставить детей вне умственного и образовательного развития, не могут присвоить себе право сокрытия истины и право научать детей непроверенным суждениям и ложным выводам личного мнения, оставаться вне морали и ответственности за настоящее и будущее, и когда в обществе начинают действовать такие произвольные свободы, то необходимо применить санкции к тем, кто противоречит, действует против эволюции и прогресса, к тем, кто противоречит, действует против Интеллектуального Закона, также, как оно применяет санкции по отношению к заразным болезням, ставящим под угрозу общего заражения само существование общества, к тем, кто нарушает нормы языка и общенаучной логики, когда заражение имеет определение не только в инфекционном смысле, но и в смысле перенятия и подражания языковым отклонениям и отклонениям в нормах поведения.

Научно-образовательного равенства не достигнуто даже на высшем уровне управления и при решении задач общественного прогресса и развития мировой цивилизации, и потому именно высшая система научных знаний и обладает правом на обучение и правом на власть, правом на юрисдикцию, а не мнение, в каком бы количественном измерении оно ни преобладало бы, но зачастую находится в противоречии с законами знания.

И именно ввиду того, что образовательного равенства не достигнуто и невозможна прямая интеграция народов, когда в мире происходит естественное международное разделение Труда и интеграция научных знаний, хотя и сохраняется при этом статус-кво народонаселения, но пока ещё не устранены существенные препятствия для интеграции и вхождения разных народов в мировое сообщество, потому что нет у народов ориентации на высшую систему научного знания и образования, на соблюдение установленных наукой норм и правил сохранения человека, его интеллекта. Отсюда следует, что невозможна интеграция народов на условиях НЕПРИЗНАНИЯ НАУЧНОГО КОДЕКСА МИРОВЫМ СООБЩЕСТВОМ и при условии отсутствия у мирового сообщества современного образовательного языка общения, понимания и взаимопонимания.

Россия не может согласиться на условия мирового сообщества вхождения в мировое сообщество именно потому, что мировое сообщество не приняло и не применяет на государственном уровне современный научный КОДЕКС ЗНАНИЙ, а Россия не может отказаться от постулата научного развития, от научной организации общественных отношений, не может согласиться с требованием мирового сообщества о ликвидации научной идеологии, о ликвидации логической грамотности, достигнутой в России, отказаться от кодекса научных принципов и законов, не может отказаться от Ведущего положения в мире, ибо не могут быть ведущими другие страны, лишённые научно-идеологического обеспечения, страны, не достигшие даже понимания значимости познания, сути и смысла созданной Россией идеологии, идеологии сохранения человека и Развития, значимости и предназначения кодекса знаний, метода и методологии познания и научной деятельности, значимости самого научного знания как основы жизни и жизнеспособности самого человека.

Мировое сообщество не несёт никакой ответственности за сохранение исторических архаизмов, опасных в распространении на весь мир традиций и обычаев. Оно информационно произвело в России замещение и вытеснение достоверных и проверяемых знаний, действуя посредством и подмены понятий, критериев и определений, притом обладая энергетическими мощностями распространения информации, но информации, не обеспеченной высшим уровнем образования и образованности её распространителей, не обеспеченной критериями истинности или ложности суждений, и потому вся поставляемая информация превращается в дезинформацию и является обстоятельством дезорганизации общественных отношений в самой России. Россия ещё в начале двадцатого века не только провела ликвидацию всеобщей начальной неграмотности и, естественно, могла осуществлять это только на русском языке, ибо не могла изучить сто языков населявших её народов, и не только ввела всеобщее и обязательное образование, но и приняла к исполнению на государственном уровне кодекс науки, но допустила к управлению людей без высшего научного образования, когда само принятие такого кодекса требовало проведения конкурсного назначения на должности, предварительной аттестации, но именно это требование не выполнялось и ни один государственный деятель не подвергался экзаменационной проверке на усвоение научных знаний, что и являлось и является обстоятельством персонификации власти, её волюнтаризма и полной безответственности.

Проблема в том, что не осуществлялись дифференциация, различения статуса образования вообще на специальное и научное, и всё образование стало пониматься как научное и даже тогда, когда к научному было отнесено и музыкальное образование, и диплом выдавался не за изучение знаний науки и её теории, не за изучение логики, а за умение играть на музыкальных инструментах, за умение лицедействовать на театральной сцене, за артистизм, который мог и может позволять себе извращать основы жизнеустройства общества и общественных отношений, не соблюдать нормы, правила и требования научного знания и даже не помогать образовательной системе дополнять её средствами искусства в деле воспитания, обучения и социализации человека.

Диплом не может являться пропуском к власти, так как даёт право только на индивидуальную деятельность в рамках обозначенной специализации и профессионализации именно потому, что всей полнотой власти обладает только вся система научных знаний и не может обладать ни один её фрагмент, как и не может служить допуском к власти научное или воинское звание, когда как предписание государственной деятельности задаётся общенаучной системой знаний и обобщающей систему научных знаний НАУЧНОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ. Это значит, что к государственной деятельности могут быть допущены только люди, умеющие читать, понимать и знать и правильно применять научную идеологию, понимать её обобщающую ценность и значимость для прогресса и благополучия общества, и не могут привлекаться к управлению государством и обществом, в частности, люди, обладающие только литературным образованием, так как литературный язык непригоден для адекватного отображения реальной актуальной действительности и практической рационально-созидательной деятельности.

Защита научной идеологии и научного мировоззрения - есть непременное условие научного сообщества, потому что защита научной идеологии - есть интеллектуальная защита России, и если этого не происходит, то к ответственности, в особенности, должна быть привлечена Академия наук за допущение такой вседозволенности, за утрату контроля над научной деятельностью и научным обеспечением общества, потому что идеология есть научная дисциплина, есть предмет преподавания, обучающий и мышлению, и развивающий интеллект человека и общества.

Без научного обучения нет и не может быть и научного знания, а произвольное мнение не может заменить научное знание и быть поставлено на его место, как это и было в прошлом и незаконно имеет место быть в настоящем.

Свобода и Равенство не означают, что любой народ может идти в Россию, покидая свои уделы, но это означает, что любой народ должен жить на своей земле, но учиться у России, так как Россия исторически является научно-идеологическим центром и единственной страной в мире, обладающей именно интеллектуальной идеологией, пока осуществляет задачу просвещения, и именно поэтому надо учиться у России, получать у неё научные знания и распространять их в своём народе. Но для самой России становится опасным, когда происходит приход в Россию людей с другой системой ценностей, нравов, суеверий и привычек, с другой системой понятий и традиций, который уничтожает не только приоритет и право России в деле просвещения, но и Русский народ, лишая его своей идеологии, своей цели и своей деятельности, так как не Россия в данном случае посягает на другие народы и страны мира, а другие народы и страны мира, требуя от неё себе равных прав без отказа от своих традиций на территории России, что и вступает в противоречие с принятым в России кодексом научных знаний.

Россия с начала ХХ века эффективно и интенсивно несла научные знания другим народам и странам, и понятно, что на протяжении ХХ века ни один другой народ не мог этого делать. И притом надо помнить, что научные знания не бывают разными плюралистическими, а разными бывают культовые обычаи, традиции и суеверия тогда, как система научных знаний всеобща, интернациональна, наднациональна, что и требует всеобщего приобщения к научным знаниям, и только тогда можно заявлять о своих требованиях и претензиях, когда научные знания будут хорошо изучены, усвоены и правильно применены.

Интернационализм не означает соединение и объединение народов на любых условиях, а означает признание разумности людей, а значит, и возможности приобщения людей к научному знанию, распространение научных знаний, системы научных знаний на все народы, ликвидацию необразованности, что и обеспечивает снятие умственной заторможенности, психологической запущенности, задержки умственного развития и активизации развития, сознания и мышления через обязательное обучение, потому что иного способа интеллектуальной активизации и получения образования нет, и поэтому в современных условиях и выделяются, выносятся в образовательную систему и в идеологическое обеспечение необходимые для умственного развития и интеллектуальной активизации необходимые для этого процесса научные знания, предопределяющие и осуществление интеллектуального развития на основе научного изучения свойств и особенностей, присущих человеку.

Научные знания не только интернациональны, наднациональны, но и интерсубъективны, что и определяет возможность эволюционного исторического перехода на объективность, на интеллектуальные, но не ритуальные отношения и возможность определения ложности или истинности суждений, ложности или истинности правовых отношений, общественных, национальных и международных отношений, то есть вопрос общественных отношений может и должен решаться с позиций современной системы научных знаний, потому что система научных знаний и есть достигнутый высший современный интеллектуальный уровень, и другого определения ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ человечество пока просто не выработало.

В.СИМКИН,
А.ЛЮКСЕМБУРГ

начало статьи


вернуться на предыдущую статью
вернуться на начало страницы
следующая статья

На чьей службе ареопаг российской науки?
(А не на службе ли он у госжулья?)

В Москве 16 апреля 2003 года Московское отделение Ломоносовского фонда провело свои очередные 32-ые Ломоносовские чтения в Институте геодезии и картографии. Я впервые присутствовал на этом научном форуме, собравшем несколько десятков видных учёных. Все докладчики заняли своё место в президиуме и после короткого вступительного слова приступили к научным докладам. Сперва, как водится в добрые советские времена, слово предоставлено было заместителю главы Архангельской области Т.Д.Румянцевой, и так же, как в то время - малоосязаемые проценты относительного улучшения жизни в сравнении с предыдущими годами. Потом пошли выступления учёных. Самое интересное, что после очередного доклада так и не создавалась творческая атмосфера для обсуждения актуальных его аспектов. Я был несколько обескуражен гражданской инфантильностью почти каждого из докладчиков. Нет, темы докладов были в научном плане интересные, современные, обеспеченные информационной наглядностью. Но мне показалось, что из-за деревьев докладчики не узрели леса, то есть, углубившись в решение каких-то частных научных проблем, они почему-то утратили «ломоносовский» взгляд учёного, т.е. способность целостного осмысления роли науки, какое она в последнее время заняла в нашем Отечестве. Так, например, член-корреспондент АН В.Г.Бондур в своём докладе осветил возросшую роль космических методов мониторинга в области природопользования. С помощью аэрокосмических аппаратов стало возможным постоянно осуществлять контроль за тем, что происходит в любой точке планеты, например, исчислять урожайность посевных площадей, собирать информацию о состоянии лесов и о местах возникновения и масштабах лесных пожаров и т.п. Уровень разрешения объектов, запечатлённых на мониторе, может исчисляться с точностью до десятка сантиметров. При такой способности контроля за территорией, в частности за лесами, мне совершенно непонятно, почему в России имеют место бесконтрольная вырубка леса и сотнями машин вывозка его по липовым документам за границу. Об этом неоднократно сообщали корреспонденты аналитических телепередач. Разве роль науки сводится только к констатации фактов, а не в их истолковании? Роль настоящего учёного - во внятной гражданской позиции по истолкованию тех фактов, свидетелями которых по роду своей научной деятельность они оказались. Или у всех нас эта способность гражданского самосознания напрочь атрофировалась?

Или вот выступление представителя нефте-газового комплекса доктора геодезических наук П.И.Семёнова. Он рассказал о достижениях виртуальной картографии и геодезии. Виртуальный мир – это новый информационный продукт. С помощью этого нового метода стало возможным разрабатывать тысячекилометровые нефте- и газопроводы, проходящие по различной местности, без необходимости непосредственно на неё выезжать. Все такие сложные проекты стало возможным осуществлять, не выезжая из их центрального офиса, что на Донской улице. И вот уже разработано несколько крупных проектов по перекачке российской нефти и газа, в частности в Китай. А вот интересно, США качают ли свою нефть, скажем, в Мексику?! Я сомневаюсь в такой американской благотворительности. Ещё на заре минувшего века Дмитрий Менделеев, большой патриот России, сказал такую фразу: «Топить нефтью - значит, топить ассигнациями!» Куда ж подевался государственный взгляд отечественных учёных на сохранение природных богатств своей страны и рациональное их использование? Торговать сырой нефтью, пусть даже продуктами её перегонки, это значит - оставить грядущие поколения россиян без столь ценного природного и стратегически важного сырья, которое можно использовать для получения многих материалов, по ценности в десятки раз превосходящих цену сырья. Располагая такими природными богатствами, нынешняя генерация учёных спешит их распродать по дешевке и совсем не думает над тем, чтобы создавать высокотехнологичные производства: «После нас хоть потоп!» Взять родину Ломоносова - Архангельскую область. Что, руководство её не осознает, что население за гранью выживания, вымирает. Работы нет. Молодёжь спивается, клубы на замке и в праздник. Куда ж подевались многочисленные лесоперерабатывающие комплексы, почему производительность оставшихся ниже той, что была в 30-ые гг.? Почему под носом у руководства области простаивают морские терминалы? А ведь запад России после развала СССР стал полузакупорен. Наоборот, порты Архангельска и Северодвинска, казалось бы, должны работать в полную нагрузку! Так нет же, чуть жизнь теплится. Где же наши корабли, за какие гроши и кому они оказались распроданы, и какие и под чьим флагом они бороздят океаны? Молчит наука! Почему такой мониторинг не проводится? Напрашивается вывод, что многие отрасли самой передовой науки стали обслуживать государственное жульё.

Перед началом Ломоносовских чтений каждому вручили по номеру журнала «Ломоносов», журнал прекрасно издан на дорогой бумаге. Но в нем ничего нет нашего, национального, кроме разве что одного названия. Ломоносов бы за такое беспардонное использование его имени наверняка учинил бы скандал в благородном семействе. Поскольку это чистой воды спекуляция. В общем, и тут идёт отмывание денег. Вместо поддержки отечественной науки - перенацеливание интереса учёных в сторону проблем Запада, точнее, глобалистских проблем. Ни одна из острых проблем, скажем, всё той же Архангельской области в журнале №3 не затронута. В нем крайне мало русских имён. Зачем же так спекулировать на имени русского учёного-патриота, назвав его именем чисто глобалистской ориентации и довольно пошлый журнал? Что-то здесь не так, господа академики, как вы считаете?

Порохин С.А. , к.ф.н.

начало статьи


вернуться на предыдущую статью
вернуться на начало страницы
следующая статья

Трагедия русского девичества

Власти, занятые экономическими прожектами по рецептам Вашингтона и клановыми распрями, не обращают внимания на самый главный, судьбоносный, сакральный вопрос жизни. Почему увядает и сокращается русская нация, почему разваливается русская семья, почему русские роддома превратились в аборт дома, почему растет и множится количество детей-сирот?

Кто вообще персонально в Кремле или возле него, отвечает за судьбу русской нации? В республиках понятно - там «титульная» нация на виду, даже в национальных округах «малочисленные» народы на особом учете, имеют особые бланки регистрации, особые права, родовые угодья и т.д. Русский народ тоже малочисленный, особенно по сравнению с китайцами или индусами, но почему за него никто не отвечает, а самые безобидные попытки русской самоорганизации пресекаются?

Памятное для народа - это снятие с выборов в Государственную Думу движения «Спас» под странным, надуманным предлогом. Понятно, что сделано это было в духе антирусской политкорректности, чтобы не допустить звучания русской темы в общественно-политической жизни страды. Кроме того, прозорливые наблюдатели предсказывали, что движение «Спас» может собрать до 30 процентов голосов и изменить всю расстановку парламентских декораций. Впитав народную силу «Спаса», парламент из декоративного органа мог превратиться в Народное Учредительное собрание.

Вот поэтому серьезные политики патриотического направления отстраняются от СМИ, а на телевидение приглашаются в основном политиканы-лицедеи, у которых больше общего с актерами, чем с политиками. Они, как актеры, и создают образ нашей действительности, мало соответствующий реальности. Конечно, им до трагедии русского народа, а тем более русского девичества - нет дела. В соответствии с их законами и понятиями, чем больше эмансипация, тем прогрессивнее эпоха, а то, что русские вымирают от такого «прогресса», так об этом можно замолчать, тем более, что нация-то эта не титульная, не печатная, не конституционная. Уж демократы об этом постарались.

Многочисленные призывы денационализированной, а следовательно, безответственной публики к демократизации, толерантности, равноправию полов, конференции по реализации тендерных (половых) исследований вопиющим образом противоречат русским национальным интересам и реальным потребностям общества.

Они подпитываются иностранными организациями, которые видят свой интерес в ослаблении и расчленении России. Поэтому русским национальным традициям объявлена самая настоящая война. Потому что русские традиции: прочность семьи, отсутствие разводов и абортов, многодетность, приемные дети, воинская доблесть, трезвость мужчин и абсолютная трезвость женщин - находятся в полном противоречии с нынешним временем коварного сатанизма и разложения.

Вместо того чтобы принять меры по национальному возрождению русских, реально проводится космополитизация, даже кириллица все больше заменяется латиницей, самые красивые девушки на конкурсах выбираются только из тех, кто знает английский.

Посмотрите на пропагандируемый тип современной девушки: в каких-то грубых штанах с голым животом, с короткой стрижкой, пахнущая пепельницей, с бутылкой пива в руке и знающая все о «безопасном» сексе. Таких «эмансипе» могут воспитывать только явные недруги России. Причем меньше всего за подобное разложение можно винить самих девушек. Их воспитало, фактически разложило наше общество. И руководители, и наставники общества должны отвечать за повсеместную матерщину, разложенческий репертуар театров, отказ от детей в роддомах, чудовищный уровень курения, пьянства и наркомании.

До нынешних демократических и «толерантных» к разложению руководителей Русь такой беды не знала.

Если бы мы были оккупированной страной - то все ясно. Враг не хочет, чтобы государствообразующий народ увеличивался, и проводит растление молодежи, прививает ей на уроках принудительного изучения английского языка эмигрантские настроения, приучает к пьянству, пропагандируя под видом пива всякие «ерши» и суррогаты.

А как демократические книгоиздатели постарались! Вот кому бы гитлеровские железные кресты вручать! Они издали такое количество грязных, подлых, растлевающих молодежь секс-инструкций, в которых под видом полового воспитания пропагандируются самые омерзительные пороки и извращения, что их еще на сто лет хватит для растления следующих поколений.

И здесь не подходит вопрос о свободе книгоиздания. Нужно добиваться ответственности, в т.ч., возможно, уголовной, от тех должностных лиц, которые обеспечивали и продолжают обеспечивать идеологическое прикрытие растления и. разложения общества. Так ли уж случайно в России появились тысячи видеофильмов, фактически наглядных пособий по обучению порокам. Неужели их невозможно было отсечь от нашей молодежи. Если невозможно, то почему это могли делать раньше?

Так называемые «демократические» организации и персонально их активисты должны отвечать за содеянное. Абсолютно неважно чего они хотели и как они оправдываются. В политике важен только результат. Он налицо - вымирание русского народа и вторжение в его национальное пространство миллионов чужаков. Нет никакой разницы, каким образом захватывается страна: в результате плана «Барбаросса» или в результате малозаметной, но постоянной инфильтрации чужаков на русские территории.

Поэтому те молодые люди, которые борются с чужаками, есть прямые наследники тех героев, которые боролись с нашествиями в прошлом: Ильи Муромца, Евпатия Коловрата, Ивана Сусанина, Минина и Пожарского, Зои Космодемьянской, Олега Кошевого и многих тысяч других подлинных патриотов. «Пятая колонна», столь много сделавшая для разложения Советского Союза, а затем и усеченной России, оскорбляет патриотов, называет их то бритоголовыми, то скинхедами, клеит им грязные ярлыки, ведь, кроме клеветы, у них нет аргументов,

А это просто русские парни, которые хотят сохранить свой дом, защитить честь своих сестер и подруг. Сколько русских девушек пропадает, попадает в притоны, оказываются подло обманутыми!

Русскими девушками торгуют только в США около 600 «брачных» интернет-агентств и около 200 с российской стороны. А сколько «брачных» контор выманивают наивных девушек в других странах. Сколько их не вернулось из Турции, Ближнего Востока, Китая!!! Увы, по нашему «демократическому» Уголовному кодексу торговля людьми не является уголовно наказуемым преступлением, в кодексе даже понятия такого нет.

Почему мы не защищаем наших девушек? Разве может быть здоровое русское материнство без охраны русского девичества. Разве может существовать нормальная рождаемость, когда государство самоустранилось от защиты слабого пола, к тому же растерявшего все охранительные комплексы.

Почему в Туркмении президент не разрешает женщинам выходить замуж за иностранцев без крупного взноса в бюджет. Потому что Туркменбаши думает о будущем своей нации.

Почему бы и нам не определить пошлину иностранцам за знакомство с русской девушкой размером примерно 3 млн. рублей. Неужели человек не стоит 3 млн., а сколько стоят дети, которых может и должна родить женщина.

Но это, конечно, не лучший выход. Самое главное - воспитать девушек так, чтобы им и в голову не пришло выходить замуж за чужеземцев, «басурман».

Но хранить русское девичество, а следовательно, нормализовать русскую рождаемость могут только русские националисты, только они способны рассеять мрак и гниение и вновь повернуть лучи солнца на нашу Россию!

Е.АЛЕКСАНДРОВ

начало статьи


вернуться на предыдущую статью
вернуться на начало страницы
следующая статья

Настоящее кино

Роман Достоевского подарил российскому кинематографу Актера Миронова

Только что закончился показ по ТВ нового фильма Владимира Бортко «Идиот» по роману Ф.М.Достоевского. Наконец-то после посредственных, а то и просто никуда не годных сериалов про бандитов и ментов, донельзя надоевших, пропагандирующих криминальный стиль жизни и мышления, мы увидели культурный фильм. По нынешним временам это — событие выдающееся. Даже одним фактом своего появления. Но не только.

Не знаю, как в других городах, а в Москве этот фильм рекламировался довольно агрессивно. Я даже по почте получил письмо — рекламный буклет, призывающий меня к экрану. Не скрою, эта агрессивность меня насторожила. Обычно рекламёр агрессивен, когда хочет «впарить» мне что-то некачественное и «пудрит мозги». Да и реклама была безграмотна. «Идiотъ» ещё понятно, но вот «телевiзионный» уже нехорошо. По старой русской орфографии, «i» в русском языке ставится только перед гласной буквой (за единственным исключением — в слове «мiръ»). Если уж выпендриваешься, то хотя б правила орфографии знай...

Критика писала о фильме ещё до того, как его показали по ТВ: увидела премьеру на закрытых просмотрах. Тоже не совсем корректно: формировать восприятие зрителя до того, как... Отзывы были сплошь не только положительны, но и восторженны.

Перед премьерой «Идiота» В.Бортко по ТВ прокрутили «Идиота» И.Пырьева с потрясающей Ю.Борисовой и с проникновеннейшим Ю.Яковлевым. От сопоставления этих двух киноверсий никуда не денешься: пырьевский «Идиот» — эпоха в русском кино. И, разумеется, В.Бортко это сознавал. Отсюда, надо полагать, его попытки отстраниться с ходу от Пырьева некоторыми перестановками в сюжете, которые поначалу выглядели нелепыми и неоправданными, но потом попросту забылись и оказались несущественными, не портящими классики.

Новую экранизацию великого романа «вытащили» на своих плечах два талантливейших артиста: Е.Миронов и И.Чурикова.

Я, конечно, не ведаю, какова будет дальнейшая судьба фильма, что задумали с ним делать дальше продюсеры и пр., но то, что Евгений Миронов ролью князя Мышкина в одночасье (вернее, «в двухгодичье»: съёмки фильма и его работа в нём длились, по рассказам, два года) сделался кинозвездой мирового масштаба — это неоспоримо. И Бог с ним, что он не очень совпадает внешне с героем Ф.М.Достоевского (критики не преминули это отметить) — по духу это абсолютное совпадение! И не только совпадение, а подлинное раскрытие образа, идеи, если хотите — как её понимал Фёдор Михайлович. Одно дело — проиллюстрировать, а другое дело — прожить и показать нам живого человека и его жизнь. Е.Миронов это сделал. И сделал блестяще! Его князь Мышкин отныне будет «кинохрестоматиен» — и очень надолго. В отличие от Пырьева, Бортко сумел экранизировать весь роман, и Мышкин раскрылся весь, до трагического, только к концу, как и полагается у Достоевского. Игра Е.Миронова в финальных сериях — это подвиг. Духовный и профессиональный.

В романе Лизавета Прокофьевна — лицо не первое по значимости и по активности в сюжете. В фильме она — после Мышкина первая. Такова логика игры Чуриковой. Талант, профессионализм и культурное богатство личности позволили Чуриковой «подправить» Фёдора Михайловича — может быть, незапланированно, вопреки замыслу режиссёра — но очень точно. По Достоевскому. Ко всем достижениям нашей любимой актрисы отныне прибавилось ещё одна великолепная по всем статьям роль.

Аглая в исполнении О.Будиной. Серьёзный экзамен! Порой О.Будина идёт на «отлично», чаще — на «хорошо». О.Будина по внешности для Аглаи миниатюрна, даже грациозна — и, может быть, поэтому властность её героини выглядит как-то не очень симпатично, иногда как вздорная взбалмошность. И в сцене встречи с Настасьей Филипповной она поэтому выглядит так непобедительно — при всей своей актёрской старательности. Такого трагизма, как у Достоевского в тексте, в киноверсии актриса передать, на мой взгляд, не смогла. Её ли это вина?..

Да, господа, играть Достоевского — это, знаете ли, играть не сериальных злодеек с их примитивными эмоциями и характерами. Не чрезмерна ли плата профессионализмом за «сериальную популярность»?..

Премьерный показ фильма на ТВ закончился. Он, конечно, войдёт в историю нашего кинематографа яркой и очень серьёзной страницей. Удача В.Бортко, мне кажется, в том, что ему в полной мере удалось передать ту русскую атмосферу, русскую жизнь с её поиском духовной истины, которая с такой болью воссоздана гением Фёдора Михайловича. Мы, уже знающие, что случилось с нами и с нашей страной в XIX и в ХХ веках, смотрим фильм — и в который раз поражаемся тому, как Фёдор Михайлович ещё без малого полтораста лет назад понимал и знал Россию и показал нам нас сегодняшних.

Что ж, и в российском кино начался, наконец, XXI век...

Игорь БЛУДИЛИН-АВЕРЬЯН

начало статьи



В начало страницы Вернуться на начало страницы
Вернуться на главную страницу << Назад  <<
Хостинг от uCoz