|
Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.
часть 3. вспомогательные суда
Гордостью Черноморского флота всегда были спасатели, именуемые Управлением поисковой и аварийно-спасательной службы Черноморского флота (УПАСС ЧФ). В 1990 году его основу составлял 138-й дивизион АСС (аварийно-спасательной службы).
158-й дивизион аварийно-спасательной службы (АСС)
В дивизион входили спасательные суда подводных лодок "Эльбрус" (пр. 537), "Михаил Рудницкий" (пр. 536), "Казбек", СС-50 (пр. 532А), СС-21 и СС-26 (пр. 527), спасательные буксиры СБ-5, СБ-15, "Орион" (пр. 733С), СБ-524 (пр. 714), "Шахтер" (пр. 712), пожарное судно ПЖС-123 (пр. 1893), корабль химической разведки КРХ-321 (пр. 1388Р), водолазные боты ВМ-413, ВМ-416 (пр. 535) и два водолазных катера РВК-1403, РВК-1447 (пр. 1415).
За истекшие семь лет от этого мощнейшего соединения остались лишь воспоминания: огромный корпус спасателя "Эльбрус" водоизмещением более 20000 т возвышается памятником в Севастополе. Ремонт в Николаеве не завершен, и при 90% готовности этот "левиафан" будет списан на "гвозди". От немедленного списания его спасает лишь опасение командования потерять штатные должности. Относительно новый спасатель "Рудницкий" в 1997 году переводится на Север. "Казбек" продан коммерсантам в Одессу, а СС-50 сдан на слом. Спасатель СС-26 при модернизации получил имя "Эпрон", а его "систершип" СС-21 под наименованием "Подводник Маринеско" продан частной фирме в Ильичевск. Здесь же следует упомянуть и знаменитую "Коммуну" - старейший корабль Российского флота. Этот судоподъемный уникум служит России более 80 лет (!!!), а в 1996 году его чуть было не продали на металл татарской фирме "Акар". Сделка не состоялась по неизвестной причине.
39-я аварийно-спасательная школа ВМФ
За годы развала полностью расформирована 39-я аварийно-спасательная школа ВМФ. Входившие в ее состав спасательные суда СС-47 и "Зангезур" проданы на слом в Турцию, а СС-13 передан частной фирме под наименованием "Эпрон-2". Учебно-тренировочная станция УТС-225 списана и затонула у стенки, хотя и представляла определенную историческую ценность. В годы войны она именовалась базовым тральщиком "Мина", который получил орден Красного Знамени. Два водолазных бота: ВМ-34 и ВМ-154, четыре водолазных катера: РВК-156; -432; -617; -659 (пр. 736Р) переданы в другие части флота. Украиной "приватизирован" водолазный бот ВМ-152, получивший наименование "Краб" (пр. 535). Во время шторма 18 февраля 1992 года затонул пожарный катер ПЖК-70, впоследствии поднятый и сданный на слом. В жалком состоянии находятся спасатели 162-го дивизиона судов обеспечения (ДСО). Нуждаются в неотложном ремонте пожарные катера ПЖК-37 и ПЖК-45 (пр. 364), водолазные боты ВМ-9; -88; -114; -125 (пр. 522), рейдовые водолазные катера РВК-1291; -298; -449; -494; -778; -860 (различных проектов). Из четырех санитарных катеров польской постройки в строю остался лишь один СП-126, остальные проданы коммерческим структурам, а дорогостоящее медицинское оборудование разграблено. Лишь плавмастерская ПМР-84 и пять барж снабжения сохранились в приличном виде.
172, 823,839-я группы аварийно-спасательной службы (АСС)
Практически ликвидированы три соединения спасателей - в Керчи, Одессе и Донузлаве.
Суда 823-й группы АСС (Керчь) захвачены Украиной. Это пожарный катер ПЖК-58, боты ВМ-5; -86; -108, четыре водолазных катера и баржа снабжения. Аналогична судьба 172-й группы АСС из пяти единиц и 839-й группы кораблей консервации (14 единиц).
696-я береговая база
Ликвидирована 696-я береговая база с торпедоловом ТЛ-842, тренировочными станциями УТС-124, УТ2-349, четырьмя катерами и плавдоком ПД-23.
Идеальные условия черноморского климата использовались для проведения опытов и отработки новых систем оружия на полигонах Балаклавы, Керчи, Феодосии, Севастополя и Донузлава. Время не пощадило исследователей.
184-я станция морских исследований
Ликвидирована 184-я станция морских исследований в Балаклаве. Опытовые катера ОК-763, ОК-1934, ОК-1072 переведены в Севастополь и в 1997 году будут списаны на слом. Опытовое судно ОС-94 ("Касатка") захвачено Украиной в 1992 году, опытовое судно ОС-265 с 1 января 1996 года числится как военный транспорт ВТР-75, а десантная баржа ОС-237 будет списана на слом в 1997 году. Керчь потеряла опытовое судно ОС-99 ("Торпедист"), использовавшееся для испытаний торпед. Опытовое судно "Александр Кунахович" переведено в Севастополь. В 1997 году на нем будут завершены испытания ракетоторпед комплекса "Медведка" и корабль спишут на слом. Два опытовых катера из Донузлава - ОК-485 ("Чайка") и ОК-1135 ("Беркут") проданы коммерсантам как прогулочные яхты. В Севастополе списаны опытовые суда проекта 159: ОС-332 (бывший СКР-1) и ОС-333 (бывший СКР-30). Сдано на слом опытовое судно ОС-3 для испытаний новых типов глубоководных аппаратов. Подозрительно быстро списано на слом опытовое судно "Диксон" (пр. 596.10). Это судно, которое оказалось очень удачным, было переоборудовано для испытаний флотского лазерного оружия. При списании судна произошел "тихий" скандал, о котором с ухмылкой рассказывали члены экипажа. Сверхсекретная документация по проведению испытаний лазерного оружия бесследно исчезла (!). Сейчас она, наверняка, спокойно исследуется в лабораториях Запада. Без санкции сверху такие "пропажи" практически исключены. Стране нанесен ущерб в миллиарды рублей, а может быть и долларов. Скандал замят, все шито-крыто, а предатели жируют и радуются. При буксировке этого опытового судна в Индию, по словам одного моряка из экипажа буксира, хозяин "металлолома" остолбенел от радости, увидев новехонькое судно в отличном состоянии и с пятью мощнейшими и исправными (!) дизель-генераторами, которые могут обеспечить электроэнергией небольшой город. Это ли не предательство интересов страны?
311-й дивизион опытовых судов
Полностью уничтожены старейший Феодосийский полигон и 311 -и дивизион опытовых судов. Сдано на слом ОС-90 (пр. "Феолент") для испытаний лазерного оружия. Расстреляно, как мишень, ОС-34 (пр. 159), списаны опытовые суда ОС-149, ОС-225 (пр. 1236), а однотипные ОС-100 и ОС-138 переводятся на Кавказ. Опытовые суда ОС-114 и ОС-220 (пр. 1824), имеющие в подводной носовой части по два торпедных аппарата, переоборудуются в транспорты. ОС-6 и ОС-21 списываются на слом. Торпедоловы ТЛ-1133;-278;-826 (пр. 1388) разбросаны по флотским базам, а ТЛ-858 (пр. 368) списан на слом. Водолазные боты ВМ-159 и ВМ-911 (пр. 535) переведены на Кавказ. Катер-мишень КМ-896 (пр. 1392) списан на слом, а водолазные катера РВК-184; -474; -475 переданы частным фирмам.
9-я бригада морских судов обеспечения (БРМСО)
Весьма ощутимы потери флота в судах обеспечения. Хребтом флота является 9-я бригада морских судов обеспечения (БРМСО). Ее крупнейший корабль комплексного снабжения "Березина" (пр. 1833) выведен в 1993 году в резерв. От планируемого перевода на Тихий океан этого гиганта отказались, так как все советские авианосцы преступно быстро списаны на слом, а для северного театра корабль не пригоден. В результате в 1997 году 25000-тонный гигант-снабженец будет списан на слом. Уже начато его разоружение, хотя техническое состояние корпуса и механизмов - идеальное. Два крупных военных танкера - "Борис Чиликин" и "Иван Бубнов" (пр. 1559-В) крайне изношены и нуждаются в капитальном ремонте. Новый танкер "Свента" законсервирован и является предметом вожделений Украины при дележке флота. Госпитальное судно "Енисей" (пр. 320) водоизмещением 11000 т стоит на приколе и используется в качестве плавгостиницы. Санитарный транспорт "Кубань" (бывший "Надежда Крупская") не пережил "ремонта" в Болгарии. Там он был продан за долги, переименован в "Сюзанну" и теперь используется в качестве плавучего борделя. Лишь военный транспорт "Генерал Рябиков", выведенный из консервации, укомплектован экипажем списываемой плавмастерской ПМ-9 и находится в готовности.
472-й дивизион морских судов обеспечения (ДНМСО)
Из состава 472-го дивизиона морских судов обеспечения военный танкер "Десна" ушел своим ходом (!) на слом в Индию, а танкер "Ельня" переведен в 1996 году на Балтику. Военный транспорт "Мезень" передан в январе 1995 года Украине, а транспорт-ракетовоз "Вилюй" продан под наименованием "Командор" коммерческой фирме. Крупный транспорт "Колхида" продан на слом в Турцию. Списаны водоналивные танкеры "Абакан" и "Сура". Продан коммерсантам транспорт "Миус". На долгом ремонте в Болгарии находится рефрижератор-водолей "Маныч" (пр. 1549). Лишь плавмастерские ПМ-56, ПМ-138 (пр. 304), ПМ-24, ПМ-26 (пр. 301М) и морские буксиры МБ-30, МБ-304 (пр. 745), МБ-36 (пр. 714) находятся в хорошем техническом состоянии.
57-ой ДМРСО
Состав 57-го ДМРСО потерял танкеры "Иргиз" (пр. 512) и "Золотой Рог", переведенные на Балтику. Практически списано и разграблено крупное кабельное судно "Цна" (пр. 1112), а десятки километров медного подводного кабеля бесследно исчезли. Гидроакустическое судно физического поля СФН-322 (пр. 1806) поставлено на отстой, как предназначенное для передачи Украине, а все его оборудование варварски разграблено. В терпимом состоянии находятся лишь малые танкеры "Дон" (пр. 1541), ВТН-38 (пр. 1844Д), "Индига", "Сейма" (пр. 437М), "Истра", кабельное судно "Сетунь" (пр. 1172) да рейдовые буксиры и катера в количестве пяти единиц.
58-я группа МРСО
Сокращению подверглась 58-я группа МРСО с рейдовым буксиром РБ-136, тремя плавкранами и двумя грейдерами.
61-я группа МРСО
Ликвидирована 61-я группа МРСО, в количестве 13 плавсредств, базировавшаяся на Поти. Часть захвачена Грузией, несколько буксиров успели уйти в кавказские порты России. Учебное судно "Тура" (пр. 860Б) списано в Севастополе в 1995 году и предлагается к продаже на слом за рубеж.
70-я группа МРСО
Под украинский флаг перешла 70-я группа МРСО, базировавшаяся на Измаил. Черноморский флот потерял речные трофейные буксиры РБ-27, РБ-69, плавмастерскую ПМ-66, судно размагничивания СР-139, плавкран, семь крупных барж снабжения и пять буксирных и рейдовых катеров. Украине досталась и береговая инфраструктура Дунайской флотилии.
74-я группа МРСО
Под юрисдикцию Украины полностью перешла и Одесская 74-я группа МРСО. Украинский флаг взметнулся над морским буксиром МБ-158 (пр. 730), транспортом "Руза", танкером ВТН-81 (пр. 1844), судном размагничивания СР-173, баржами, мусоросборщиками, водолазными и рейдовыми катерами. Всего Черноморский флот потерял здесь 15 плавсредств и береговую инфраструктуру Одесской базы.
132-й ДМРСО
При оставлении базы в Феодосии расформирован 132-й ДМРСО в составе более чем тридцати единиц. Списан на слом килектор КИЛ-13 (пр. 706). Сданы на разборку суда размагничивания СР-152;-174;-185 и РСР-426, суда-мишени СМ-178 и СМ-244. Разбрелись по азовским базам и Кавказу морские буксиры МБ-39; -51; -66, рейдовые буксиры РБ-44 и РБ-237, пожарный катер ПЖК-46. Часть их к 1997 году также списана на слом. Девять барж снабжения и плавкран уведены в Темрюк, а несколько рейдовых и разъездных катеров проданы коммерсантам.
171-я группа ДМРСО
Полностью ликвидирована 171-я группа ДМРСО, базировавшаяся на озере Донузлав. В ее состав входили: морской буксир МБ-132 (пр. 730), рейдовые буксиры РБ-256 и РБ-308, плавмастерские ПМ-152 и ПМ-183, ПЖК-20 и два водолазных катера, судно-хранилище СХЛ-7 (пр. 814), водолей МНС-276500 и четыре баржи снабжения. Из этого списка в 14 единиц удалось увести в Севастополь лишь судно-хранилище, водолей и пожарный катер.
На главную базу Черноморского флота - Севастополь - базируются 134-я и 142-я группы МРС и 230-й дивизион МРСО.
134-я группа МРСО
Базировавшиеся в Южной бухте подразделения 134-й группы МРСО потеряли списанными рейдовый буксир РБ-65, буксирный катер БУК-533 и два рейдовых катера. Пока сохраняются транспортное судно "Альма", пять барж снабжения, три нефтевоза и два морских катера.
142-я группа МРСО
Из состава 142-й группы МРСО выведен на отстой отопитель ОТ-463. Бывший флотский буксир знаменитой серии "СП" (построенных Севморзаводом), прошедший всю войну, сам по себе уже является памятником отечественного судостроения. Из состава этой группы на отстой также выведены три мусоросборщика и плавучая покрасочная станция ППКС-15. Это судно является на флоте образцом бесхозяйственности. Оно, вместе с серией однотипных судов, было куплено в Югославии. Но для проведения покрасочных работ (а судно способно за несколько часов полностью выкрасить крейсер) требуются специальные краски и растворители. Валюты для их покупки нет, а судно много лет стоит и потихоньку разворовывается. Одиннадцать барж снабжения и шесть мусороуборочных судов пока еще остаются в строю флота.
|