|
Судьба России в руках русского учителя
Назревшие, очевидные проблемы образования заставили сегодня наше общество говорить о них так много, что они порой заслоняют проблемы экономики. Однако одними дискуссиями систему образования не поправишь. Нужны конкретные реформы.
По мнению депутата Государственной Думы России А.Н.Грешневикова, Россия сегодня как никогда нуждается в кардинальных реформах системы образования, ибо будущее России напрямую зависит от русской школы, от того, станет ли наше образование стратегией спасения и выживания. О будущем русской школы и размышляет депутат, а главным собеседником Анатолия Грешневикова является его единомышленник - известный академик из Санкт-Петербурга, директор Центра национального образования Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, доктор педагогических наук, руководитель Всероссийского движения «Русская современная школа» И.Ф.Гончаров.
- Уважаемый Иван Федорович, Вы долгие годы успешно занимались проблемами трудового воспитания детей и особенно эстетического. Вас тревожили проблемы семьи, взаимоотношений родителей и детей. И вдруг Вы меняете направление своей педагогической деятельности. Почему Вы это сделали? Известно ведь, что уже более десяти лет Вы целиком посвятили себя созданию современной Русской школы.
- С юности погруженный в нашу уникальную культуру, я увидел русского человека в его лучших свойствах. Это - неустанная работоспособность, богатырская выносливость, абсолютная доброта, духовность, житейская мудрость, высочайшая и разносторонняя одаренность, соборное единение, всемирная отзывчивость. Однако видел и слабые
стороны русского человека: работа не тяжем, а рывом, лишенная упругого равномерного напряжения, методичности; бесхозяйственность; полуповерхностное отношение к знаниям; слабый массовый ум; бытовая бездарность. Для того чтобы сохранить величие русского человека, нужна иная система образования, нужны русские школы. Характер русского человека менялся прямо на моих глазах. Менялся в худшую сторону: исчез труд по совести, поползло корыстолюбие, до предела слабело чувство священности Отчизны, ослабли родственные связи, люди отделились друг от друга. Упадок русского человека отражен в ряде книг писателей В.Распутина, В.Белова, В.Солоухина, А.Солженицына, Л.Бородина. В общем, налицо упадок нашего человека.
- С Вашей точки зрения, когда начался этот упадок? Когда русского человека
потянули вниз - во времена перестройки, до революции или после? Или виноваты и
«перестройщики», и большевики, и нынешние демократы?
- Корни нашей общенациональной трагедии уходят в далекое прошлое. Примерно три-четыре века назад невежественные политики России, получив широкую возможность бывать за границей, просто опьянились Европой, от умиления признали ее за образец цивилизации. Это было следствием их ничтожной образованности и, естественно, слабо развитого ума, который не мог понять, что в России – самой холодной стране мира - не могла быть жизнь такой, как, скажем, на Апеннинском полуострове. Не зря наши гении, например Н.Гоголь и Ф.Тютчев, долгие годы жили вне Родины, но они определяли ее величие изнутри и не принимали Европу за образец. Началось «европейничание», то есть подражание Европе, верхоглядное отношение к России, пренебрежение к ее познанию и самопознанию. Верхи не желали познавать, понимать и любить великие дела, общую славу россиян в прошлом, их культуру. Наследие славы предков оказалось чуждым им. А между тем древнерусская культура является великим духовным творчеством, равным, если не превосходящим вершинам мировой культуры: архитектура, иконопись, фрески, духовная музыка, словесность, фольклор. Но для русских она не существовала. Не хотели они знать, осознавать и преодолевать все ошибочное и дурное в прежней нашей истории. Не было у них и стремления совершенствовать настоящее, любить Родину такой, какой она есть.
- Что же конкретно отвергалось? От чего мы отказались?
- В течение трех столетий искоренялось полностью или частично все исконно русское чуть ли не во всех проявлениях жизни - в языке, идеологии, культуре, искусстве, литературе, экономике, науке, религии. Русское, с печатью величия, самооплевывалось. Высшее русское общество отказывалось от собственной незавершенной, но замечательной сельской цивилизации. От бытоуложения. От кухни. От непревзойденной национальной культуры. От народного образа жизни. От христианско-православной веры. От исконных нравственных добродетелей. От великих национальных учителей. Уже во второй половине XVIII века издается сочинение князя М.М.Щербатова «О повреждении нравов в России».
- В истории много тому свидетельств, какими путями все это делалось, как
искоренялось в обществе все русское. Достаточно почитать книги Грибоедова, Достоевского, Лескова. Делалось все это через поношение всего отечественного, родного. Шло искоренение русских начал в одежде, пище, повседневном быте, экономике, науке, искусстве. Иван Федорович, скажите, а в конечном итоге, как Вам
думается, к чему все это привело?
- К неуважению себя, выкуриванию патриотизма, духовному мелководью, разложению русской души. Это привело также к угасанию русскости в ее священном значении, русского национального чувства и самосознания, русской богатырской
выносливости. В стране массово появились маргиналы - люди без корней. И главное, к чему мы пришли - к неразработанности научной национальной системы воспитания, образования и просвещения. Мы пользовались чужими педагогическими фрагментами. В 1867 году наш гений К.Д.Ушинский пишет статью «О необходимости сделать русские
школы русскими». Не правда ли, странное название? И в какие годы эта проблемная статья появилась?! Тогда уже Россия нуждалась в русских школах. Но вот что важно еще отметить: ни Министерство просвещения, ни широкая педагогическая общественность не заметили, как великий педагогический мыслитель положил в их руки бриллиант. Исторически сложившееся пренебрежение к созданию русской национальной школы - это и есть основная причина нынешней катастрофы.
- При советской власти под влиянием западников-интернационалистов все нации стирались и входили в новую историческую общность «советский человек». Но если в национальных республиках национальные лица сохранились, то в России понятие «русский» искоренялось. Сейчас в бывших советских республиках восстановлены национальные школы. А где русские школы?
- В Санкт-Петербурге, к примеру, есть еврейские, татарские, немецкие, венские, грузинские и иные школы. Но нет русских, как и во всей России. Русская школа под подозрением. А ведь только она государственно-образующая.
- Выходит, мы обрекаем себя на гибель, в перспективе могут погибнуть страна, народ, цивилизация...
- Нет, нет! Для русского самосознания и русского бытия характерны после катастрофического поражения воскресение, интенсивное возрождение. Крушение оборачивается расцветом. Вспомним некоторые звенья цепи, уходящей в прошлое. В
1237 - 1240 гг. монголы вихрем прошлись по Руси. Почти четверть тысячелетия Русь являлась монгольским улусом. Но народ, ведомый Сергием Радонежским, митрополитом Киприаном и князем Дмитрием Донским, становится свободным и созидательным. В начале XIX века армада Наполеона разоряет многие города России и захватывает Москву, но гибнет на русских полях. Страна быстро крепнет. В 1929 году истребляется самое трудолюбивое крестьянство. С 1919 года по 1935 год коллективизация, ссылки, расстрелы погубили 600000 дворов и семей. Однако СССР сам кормит себя. Фашистская Германия наносит нам трудно исчислимый ущерб, капитулирует перед нами. В небывало короткий срок мы восстанавливаемся. Вспомним и книги о русских бедах... После нашествия Батыя создается «Слово о погибели Русской земли». В период смуты начала ХVII века по рукам ходило сочинение «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства» (1610 г.). Мало кому известный поэт С.Бекешин пишет стихотворение «России» в 1917 году:
«Стоишь ты, наша мать Родная,
В углу с протянутой рукой.
И в дни народной деспотии
Никто не узнает России
И не считается с тобой».
В.В.Розанов создает сочинение под названием «Апокалипсис нашего времени» (1919 г.), а А.М.Ремизов - «Слово о погибели Русской земли» (1923 г.). Бед, трагедий, войн и самых грустных предсказаний было много... Но Россия всегда выживала и побеждала. Победим и теперь.
- То, что Вы говорите, я полностью поддерживаю. Но если страна обессилена, почти обескровлена, находится на краю пропасти, у нее для поднятия на ноги должны быть какие-то не иллюзорные опоры. Видите ли Вы такие крепежи?
- Нам есть на что надеяться. Вот зерна, сулящие рост могучего дерева - Великой России. Это трудно обозримое пространство и ее весомые природные богатства. У нас выросли национальные лидеры, рыцари духа, богатыри, великие умы. Вот лишь горстка из ныне живущих: Алферов Ж., Распутин В., Белов В., Бондарев Ю., Солженицын А.,
Глазунов И., Клыков В., Бурляев Н., Михалков Н., Скатов В., Углов Ф., Шафаревич В., Шилов А., Штоколов Б. и другие. Еще одна опора: ближайшие, окружающие нас люди, воплощающие в себе величие нашей народности, хранящие кровные добродетели
великого русского народа, собственной жизнью подтверждающие истину самых высоких ценностей. Наконец, у нас появилась возможность опереться на все богатства национальной культуры, видимой миру и признанной миром.
- Действительно, все это жизнеспособное есть в нашем духовном багаже. Но ведь оно используется ничтожно мало, находится лишь в потенции. Как привести его в движение?
- Национальность - это движущая творческую жизнь сила. Сегодня мы, русские, национально бесцветны. В истории отечественного просвещения никогда не было полноценной национальной школы как государственного организма. Исключением
явились лишь церковноприходские школы. Остальные во многом были безликими, национально-неопределенными, «полуиностранными», пользуясь термином К.Д.Ушинского. Школа в России слишком часто строилась не по национальной модели.
Основная трагедия нашей Родины состоит как раз в том, что мы не создали добротной русской национальной школы. Без такой школы вожделенная Россия не может быть построена. Коренная культура - это родник жизни. Она сохраняется и передается, прежде всего, в национальной школе. Такая школа может активизировать весь наш потенциальный капитал.
- Но чтобы это случилось, нужно четко определить цель нашей школы. Без этого будет шарахание из стороны в сторону. Цель - это компас. Есть ли он у нас?
- Как я уже сказал, искоренение русских начал в образе жизни, идеологии, искусстве, экономике привело к медленному угасанию национального самосознания, национального чувства, национального характера. И наш главный нынешний кризис -
это, прежде всего, кризис ментальный, кризис русской души. Отсюда все остальные кризисы: политический, экономический, социальный, иные. Что это значит? Русский народ - несостоятельный народ. Он лишен способности создавать жизнь, достойную человека. Для этого у него нет ни духовных, ни душевных, ни интеллектуальных опор. Как неполноценного, его нужно превратить, к примеру, в немца, а еще лучше - в американца. Воспитывать нужно не духовного человека, а рыночника. Это позиция бывшего министра образования РФ, а ныне члена совета фонда Д.Сороса и одного из авторов совершенно дикого образовательного стандарта Э.Днеггоова и директора Института Национальных проблем образования Н.Кузьмина. Стремление неозападников такого типа - а их расплодилось много - нелепо, как попытки поменять русский язык, например, на английский или эсперанто. Никому еще не удавалось поменять свой менталитет: ни австралийским аборигенам, ни чукчам, ни англичанам, ни французам. Даже Петру Великому не удалось превратить русский народ в европейцев на протестантский манер. Удалось только многих духовно покалечить. Цель русской школы - восстановление и возрождение русского национального характера в его высших проявлениях.
- Вы назвали осевую цель, ведущую идею русской школы, общий ориентир.
Очевидно, Вам пришлось продумывать и конкретные задачи. Не могли бы Вы осветить основные идеи и рассказать о тех весьма важных задачах, что стоят перед современной русской школой?
- Первая: охранять и блюсти пока еще не исчезнувшие лучшие национальные качества. Вторая: укоренять пока еще слабые ростки прекрасных качеств нашего человека. Третья: воскресить к новой жизни временно исчезнувшие или уничтоженные
лучшие древнерусские качества. Четвертая: все замечательное, что таится в русской душе, освободить из-под спуда, откопать и расчистить «подземные» ключи русскости русских людей. Пятая: преодолеть исторически сложившиеся слабости и заменить их
противоположностями. Шестая: вырастить вновь высокие качества, необходимые современному человеку, в связи с требованиями научно-технического прогресса и движением жизни.
- Это труднейшие задачи - на долгие десятилетия и, скорее всего, на столетия. Вскрытые Вами сложнейшие проблемы требуют научно продуманных программ и средств. Как видятся Вам пути их решения?
- Нужно решительно обновить стержневые традиционные предметы - отечественную словесность и историю России. В них много хлама и недостает многого принципиально важного. Не обойтись и без введения новых национально-ориентированных предметов, факультативов, спецкурсов. Вот некоторый их перечень: «Русское православие», «Русский национальный характер», «Нравственное учение», «Святыни России», «Светочи России», «Культурная антропология русского народа»,
«Русская семья», «Национально-религиозные основы русского предпринимательства», «Сбережение и развитие природно-культурной среды», «Родиноведение», «Самовоспитание русской личности» и т.д.
- Иван Федорович, мне, как и Вам, близки и понятны названные пласты русской культуры. Кто их освоит, тот будет знать и Россию, и русского человека, и нашу великую культуру. Отсюда - прямая дорога к патриотизму, национальному самосознанию, национальному чувству. Но можно ли все осилить на школьной скамье? Наверняка, не только педагоги, но и сами родители будут требовать сокращения такого количества новых предметов.
- Программа русской школы должна быть масштабной. Если пересаживают растение - отросток с оголенными корнями, оно умирает либо болеет и вырастает хилым. Кусочки материнской земли помогают мало. Когда же корешки полностью в материнской земле - растения вырастают сильными и здоровыми. В «Окружном послании» Патриарха Гермогена читаем: «Помяните одно: только коренью основание крепко и дерево неподвижно, только коренья не будет, - к чему прилепиться?» И еще важное правило: требуется экономия сил при освоении богатой духовной пищи. Для этого используются интенсивные обновленные методы, заново разрабатываются новые методики, изобретаются новые методы и реализуется принцип единства обучения, образования и самообразования.
- Иван Федорович, как Вы знаете, я не одну книгу посвятил борьбе человека за бережное отношение к природе, за сохранение ее, за дружбу с ней. Естественно, что с повышенным вниманием я отыскал и познакомился в Вашем учебном плане дисциплины, помогающие решать экологические проблемы. Ценным мне представляется то, что Вы сочетаете два аспекта отношения к природе: созерцательный и трудовой. Кто одухотворенно трудится на земле, тот не позволит себе варварски относиться к ней, к природе. Оригинальным представляется мне предмет «Сбережение и развитие природно-культурной среды». В таком наименовании подчеркнуто значение творческой деятельности человека на земле. Что можно еще предложить учителям русской школы?
- Помимо учебных обязательных предметов, мы рекомендуем факультативы «Эмпирическое и научное знание», «Созерцание и деятельность в русской традиции», «Геология» и «Космическая среда». Нами предусмотрен и практикум «Русская природа в жизни и искусстве». В русской школе важно не только раскрыть эстетический аспект
природы, но и продемонстрировать величие тех, кто исследовал природу. Верно подмечено: ни одной науке не обходились так дорого открытия, как географии. Почти за каждую толику знаний заплачено человеческой жизнью... Подход к природе, как
прекрасному явлению и как объекту географии, поможет воедино связать эстетическое и
нравственное воспитание учащихся.
- Еще вопрос: где взять педагогические кадры, способные квалифицированно воплотить эти ценные программы? Ведь сегодня некому преподавать те, действительно новые предметы и спецкурсы, которые разработаны в вашем институте.
- Важно, чтобы предлагаемый нами учебный план увлек эрудированных педагогов. Они могут хотя бы на среднем уровне сами разрабатывать программы. Другого пути нет: покамест травка подрастет, лошадка с голоду умрет. Далее. В нашем Государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена открыт усилиями ректора Г.А. Бордовского и проректоров С.Б.Смирнова и В.П.Соломина учебно-методический Центр национального образования. Многое зависит от работников управлений образования. Между тем решительное большинство из них не осознает, что неотложно-повелительная потребность России - создание русской школы. Для них проводится специальный семинар. Есть директора школ, которые хотят создавать национальную систему воспитания, но не знают, как это делать. И для них организуется семинар. Немало директоров школ, которые уже давно приступили к созданию русской школы. Они не знают, как управлять развитием русской школы. Мы и их обучаем. Важнейшую роль в становлении русской школы играют помощники директоров школ. Дня них нами подготовлена специальная программа. Наконец, в скором времени приступаем к подготовке магистров национального образования. Слушатели глубоко удовлетворены подготовкой, осуществляемой в Центре национального образования. Главное - борозды, проложенные и пролагаемые ими: по ним могут вести плуг сотни и тысячи последователей.
- Можно представить, сколько трудностей на вашем пути. Назовите хотя бы основные.
- Полная неподготовленность руководителей образованием к принятию идеи русской школы: у большинства искоренено русское национальное чувство, русское самосознание. Некоторые из них американизируют нашу школу, душат рождающиеся русские школы. Не принимают идею и директора многих петербургских школ: одни из чувства страха перед чиновниками, другие находятся в прозападной стихии. Идею поддерживают педагоги-почвенники из регионов. Но школы в полной нищете: нет даже малых денег, чтобы послать учителя на учебу в Санкт-Петербург. Спасибо таким политикам, как Вы, Анатолий Николаевич, которые всячески поддерживают и пропагандируют идеи русской школы. Благодаря Вашей помощи мы закрепляемся сейчас в Орловской области. Вы не раз оказывали финансовую поддержку учителям, приезжающим в наш институт на конференции и учебу. Теперь и в Ярославской области появятся русские школы. Они уже есть. Особенно хорошо начали работать по программе «Русская современная школа» - Марьинская школа в Некоузском районе, Колодинская школа в Пошехонском районе. И в той, и в другой школе мне довелось бывать. Там удивительно грамотные, мыслящие директора. Педагоги там также поддерживают Ваши программы. Уверен, что как только эти школы наберутся опыта, так за ними потянутся и другие. В Орловской области также появились Ваши единомышленники. После моего обращения к губернатору Е. Строеву я получил обнадеживающий ответ. Начальник областного управления образования А.В.Копылова сообщила: «В лице директора Центра национального воспитания РГПУ им. А.Н.Герцена, академика Гончарова И.Ф. мы видим активного представителя патриотических сил нашей Родины, радеющего за пересмотр и кардинальное обновление всех основ современной школы как полноценной Русской. В течение пяти лет поддерживается сотрудничество с ним... Идеи русской школы прижились в ряде городских и сельских школ и дают ростки в системе образования Орловской области».
По приглашению управления образования я бывал в Орловской области несколько раз. В 1997 году выступал на областной конференции «Русской школе – русскую культуру», в 2001 году - представлял доклад на региональной конференции «Образовательное пространство Орловского края». В настоящее время после знакомства с опытом работы ряда учебных заведений по этнокультурному русскому направлению я выступил с инициативой проведения в Орловской области научно-практической конференции, посвященной проблемам современной русской школы. Как Вы знаете, идею поддержал сам губернатор Е.С.Строев. Конференция будет называться «Русская современная школа - великая надежда России». Она включена даже в план мероприятий Министерства образования РФ.
- Иван Федорович, Вы верите в победу русского национального воспитания?
- Верю. Непоколебимо верю. Качества русского человека понизились. Но мы не повергнуты в прах. До конца не погублен народный характер. Мы пока еще не безликий этнический материал. Мы осознаем: переживаем помрачение, упадок - уже в этом проявляется наша сила. В поддонных глубинах есть остатки и великодушия, и живого сочувствия чужой беде, готовность идти на помощь. Православное мироощущение не пропало в нас. Еще во времена атеизма мы семейно и в дружеском общении повторяли: «Христос Воскресе!». Память подсказывает: перед популярным в народе богатырем Ильей Муромцем три дорожки. Идти направо - богату быть. Но богатства на тот свет не возьмешь. Идти налево - женату быть, Однако уже стар и ни к чему. Идти по третьей дорожке - убиту быть. И богатырь решает: «Поеду, где убиту быть». Верю: мы, как и Илья Муромец, победим.
- Создание Русской современной школы - почти что геркулесова задача. Согласитесь, что ее невозможно решить без руководства страны и без национальной элиты. Сейчас в стране намечается реформа системы образования. Каким образом проект русской школы может и должен вписаться в эту реформу?!
- Руководство страны должно быть независимым, тогда и реформы пойдут, в том числе и в области образования. Сейчас впечатление такое: у нас два хозяина - Европа и особенно Америка. У нас есть образец: Китай живет самостоятельно, так, как считает правильным. От руководителей страны немногого и требуется: проявить истинную заботу о национально настроенной патриотической интеллигенции, свободной от интернациональных и космополитических бредней. Политики и либеральная интеллигенция, средства массовой информации в столице дали зеленую улицу псевдоамериканской культуре, предали отечественную. А патриоты, лишенные доступа к СМИ, естественно, не могут отстоять родную культуру. Народ и, прежде всего, молодое поколение стали добычей чужих идей и разврата. Без нравственной цензуры не обойтись. Политики обязаны сегодня возвести в ранг государственной стратегической задачи разработку системы национального воспитания всех наших народов, но особенно русского. Реформировать школу нужно только на новых национально-педагогических основаниях.
На снимке:
писатель, депутат Госдумы России А.Н.Грешневиков и профессор И.Ф.Гончаров.
|