Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.
часть 3. вспомогательные суда
230-й дивизион МРСО
Из состава 230-го дивизиона МРСО списано на слом гидроакустическое судно ГКС-11 (пр. 51 ЗМ), а однотипное ГКС-17 (под командованием капитана 3 ранга А. Карпушкина) отметило 5 ноября 1996 года свое сорокалетие. Суда размагничивания СР-154 (пр. 222), СР-407 (пр. 1799), СР-568 и СР-911 (пр. 130) номинально еще в строю. Однако СР-568 предназначен к передаче Украине и основательно разграблен, а ветхое деревянное судно СР-154 годится лишь на дрова. Килектор КИЛ-33 в хорошем состоянии, а ремонт однотипного КИЛ-25 (на варненском заводе "Флотский Арсенал") затянулся на неопределенный срок из-за нестабильного финансирования. Там же, в Варне, стоит килектор КИЛ-158, предназначенный после завершения ремонта к переводу на Тихий океан. Транспортный плавдок для подводных лодок ТПД-9 списан на слом, а военные транспорты ВТР-93 и ВТР-94 стоят в отстое. Три буксира: МБ-160; -173; -174 (пр. 733) - еще в строю. Последний из них прошел капитальный ремонт в Варне.
230-я щитовая станция
В настоящее кладбище превращена 230-я щитовая станция, расположенная в бухте Стрелецкая. Семь больших и 18 малых корабельных щитов частью разбиты при стрельбах, а частью полузатоплены. Четыре судна-мишени: СМ-15;-294;-304;-377 потоплены на учениях. Шесть рейдовых катеров, буксирный катер, шестнадцать баркасов и три вспомогательных судна находятся в ветхом состоянии и годны лишь на слом.
281-е управление начальника плавсредств главной базы флота
Из состава 281-го управления начальника плавсредств главной базы флота списано два морских буксира - МБ-34 и МБ-65, две баржи, рейдовый катер и плавкран. А военный транспорт ВТР-75 (пр. "Тисса") продан в 1991 году киностудии, переоборудован для съемок под лайнер и утоплен в районе бухты Ласпи. По сценарию он изображал историю пассажирского парохода "Адмирал Нахимов". Наименование затопленного транспорта (ВТР-75) получило ОС-265, упоминавшееся ранее.
Служба тыла Черноморского флота
Служба тыла Черноморского флота располагала к началу 1990 года кораблем управления "Ангара". Эта шикарная яхта командующего флотом являлась трофеем войны, но находилась в идеальном состоянии. 26 февраля 1995 года по халатности экипажа в ее машинном отделении вспыхнул пожар. Потушить его корабельными средствами не удалось. Лишь с прибытием пяти городских пожарных машин удалось отстоять "Ангару" от огня. После пожара корабль восстанавливать не стали. С января 1996 года "Ангара" переведена в ранг плавказармы и стала именоваться ПКЗ-14. В ближайшее время "Ангара" будет списана и продана на слом, хотя за нее Германия выложила бы кругленькую сумму в валюте. Для немцев этот корабль ценен, как историческая реликвия минувшей войны.
Два других корабля управления - "Даурия" и "Тамань" (пр. 596П) сохранились неплохо, но "Тамань" 7 февраля 1996 года была передана Украине и переименована в "Ивано-Франковск". Поисковый корабль "Стрелок" (пр. 266.6) использовался для связи с глубоководными аппаратами и ныне остался без работы.
36-я бригада поисково-спасательных кораблей
Расформированию подверглась 36-я бригада поисково-спасательных кораблей из пяти единиц проекта 536П. Ушел на Балтику в 1991 году ПСК "Ямал". В феврале 1996 года ПСК "Баскунчак" передан Украине и переименован в "Черновцы". Продан "Донбасс". Лишь "Апшерон" и "Севан" пока остаются в строю. Но распад СССР и свертывание космических программ России ставят на их судьбе крест. Восемь катеров различных типов частью проданы коммерсантам, а частью сданы на слом.
При расформировании двух высших военно-морских училищ и 11-го учебного отряда флот потерял пять рейдовых катеров. Ликвидация 810-го отдельного полка морской пехоты, отдельного отряда КГБ и постов рейдовой службы привела к исключению еще шести различных катеров.
При расформировании 139-го учебного центра КЧФ, 146-го авиационного полигона под Евпаторией и 735-го авиатехнического батальона флот не досчитался еще одиннадцати единиц. В это число вошли: два торпедолова ТЛ-26 и ТЛ-153 (пр. 368), УТС-379 и ВМ-14, два плавпричала и два катера-заправщика различных типов.
В Килен-бухте Севастополя расположен крупный флотский судоремонтный завод № 13 (ВЧ-87069), которым командует капитан 1 ранга А. Величко. Завод основан еще в 1887 году, но из-за хронического безденежья находится на грани голодного вымирания, теряя ценнейшие кадры высококвалифицированных рабочих и инженеров. Завод располагает двумя плавдоками, двумя плавмастерскими, плавкраном, буксирами, водолазными и рейдовыми катерами (всего 14 плавсредств). Его закрытие нанесет Черноморскому флоту смертельный удар. Получастный - полугосударственный Севастопольский морской завод ремонтом кораблей Черноморского флота почти не занимается. Ремонт здесь дорог, и качество его оставляет желать лучшего. Потеря большого количества квалифицированных кадров (из-за многомесячных задержек зарплаты) привела к тому, что Севморзавод ныне выполняет лишь примитивные работы по очистке корпусов иностранных судов, используя рабский труд ныне безмолвных пролетариев-гегемонов.
112-я бригада разведывательных кораблей
Ни один флот мира не обходится без разведки. Имел ее и Черноморский флот, располагавший 112-й бригадой разведывательных кораблей. Ныне разведотдел флота влачит жалкое существование, а его корабли на глазах ветшают. Флотская разведка часто действовала под крылом Гидрографической службы, и ее корабли часто именовались гидрографическими или судами связи (ССВ), хотя на Западе этот "секрет" давно был известен. Разведотдел ЧФ располагал в 1990 году 15-17 судами, а за семь лет потерял треть корабельного состава. Списаны на слом средние разведывательные корабли "Бакан", "Вал", "Вертикаль", "Лоцман" (пр. 393). Ушел на Тихий океан ССВ-328 ("Юг"). В 1997 году перейдет на Север ССВ-704 ("Мангышлак"). Оба корабля переоборудованы из однотипных "гидрографов" проекта 862. В феврале 1996 года переданы Украине "Юпитер" и ГС-13, переименованные в "Симферополь" и "Переяславль" соответственно. В 1996 году не вернулся из Средиземного моря и был переведен на Север ССВ-175 ("Одограф"). На ЧФ остался лишь однотипный ССЗ-201 ("Приазовье") проекта 864. ССВ "Рица" продан коммерсантам в Одессу. Два крупных "разведчика" - большие разведывательные корабли ССВ-590 ("Крым") и ССВ-591 ("Кавказ") проекта 394 - служат уже более двадцати пяти лет и изрядно износились. В ближайшее время они будут списаны на металлолом. После ликвидации Крымской ВМБ в Донузлаве лишились постоянного места базирования средние разведывательные корабли "Кильдин", "Лиман", "Оксан", "Экватор" (пр. 861) и малые разведывательные корабли "Курс", "Ладога", ГС-239 (пр. 502). По предварительным данным, часть из них будет переведена в Туапсе, а часть продана на слом.
Перед распадом СССР Черноморский флот располагал великолепной базой для гидрографических и океанографических исследований Мирового океана и имел большое число самых современных судов и катеров.
176-й отдельный дивизион океанографических исследовательских судов
Крупнейшим в составе Гидрографической службы КЧФ являлся 176-й отдельный дивизион океанографических исследовательских судов. Базировавшийся на Севастополь, он потерял за семь лет половину своего состава. Крупное судно "Адмирал Владимирский" в 1990 году убыло на ремонт в Польшу и на Черное море уже не вернулось. Сейчас оно базируется на Кронштадт. Два очень удачных судна "Василий Головнин" и "Фаддей Беллинсгаузен" проданы татарской фирме "Акар" для челночных рейсов в Турцию. Суда имеют ледовые корпуса и могут использоваться как транспорты оружия и боеприпасов, что, учитывая слабость пограничных сил Украины, вполне реально. Гидрографическое судно "Ай-Тодор" из-за небольшой осадки являлось прекрасным снабженцем для отдаленных постов маячной службы, но продано в Одессу коммерсантам. Теперь же в наличии остались лишь суда "Гидролог", "Донузлав" (пр. 862 М), "Березань" и "Челекен" (пр. 861). По и из них "Гидролог" находится на долгосрочном ремонте в Варне.
422-й дивизион гидрографических судов
Почти не пострадало другое крупное соединение - 422-й дивизион гидрографических судов в составе: ГИСУ "Створ" (пр. 862), ГС-78 (пр. 870), ГС-273 (пр. 871) и ГС-402 (пр. 872). К дивизиону также приписаны четыре больших гидрографических катера: БГК-100; -231; -635; -713 (пр. 1896) и пять малых катеров: МГК-592; -705; -485; -676; -706, часть из которых продана коммерсантам в качестве прогулочных катеров.
46-й район ГС
Под юрисдикцию Украины полностью перешел так называемый 46-й район ГС, базировавшийся на Одессу. Но и украинское командование не удержалось от соблазна "зашибить деньгу". Крупное и еще новое гидрографическое судно ГС-401 (пр. 872) было продано частной фирме "Гесс" в Севастополе. Судно переоборудовано для челночных рейсов в Турцию и используется для перевозки частных грузов. В Одессе отстаиваются ГС-212 (пр. 871) и шесть малых гидрографических катеров, часть из которых также продана коммерсантам.
60-й Гидрорайон
Украине также достались 60-й Гидрорайон в Керчи и 156-й участок в Николаеве, располагавшие тремя гидрографическими судами, семью большими и девятью малыми гидрографическими катерами. Из них ГИСУ "Память Меркурия" также продан фирме "Гесс", а ГС-82 и ГС-103 (пр. 870) нуждаются в среднем ремонте. Часть катеров также успешно "реализована" частным коммерческим структурам.
55-й Гидрорайон
Полностью ликвидирован 55-й Гидрорайон в Поти, а пять малых гидрографических катеров: МГК-424; -647; -1232; -1424; -1628 - захвачены Грузией и используются боевиками. В результате этого побоища практически уничтожено навигационное обеспечение в районах Кавказа, Керченско-Феодосийского, Одесского, Николаевского и Евпаторийского районов.
Восстановление утраченного обойдется Украине и России в весьма круглую сумму.
47-й Гидрорайон
В составе 47-го Гидрорайона (Севастополь) сохранились гидрографическое судно ГС-86 (пр. 870), шесть больших и семь малых гидрографических катеров: БГК-22; -77; -244; -697; -775; -1567 и МГК-678; -1273; -954; -352; -1001; -1002; -1099. Часть катеров также продана частным лицам для использования в качестве прогулочных судов.
262-й участок ГС
Новороссийская база из состава 262-го участка ГС сохранила пять малых гидрографических катеров: МГК-500; -614; -634; -1792; -1914. За годы распада ликвидировано еще три гидрографических подразделения, располагавших тремя большими, восемнадцатью малыми гидрографическими катерами и рейдовым катером. Это были 11 -я и 23-я океанографические экспедиции, а также 55-я рейдовая гидрографическая служба.
В описании трагедии уничтожения Черноморского флота вполне логично сказать и о морских пограничниках, также получивших сполна за преданность присяге. Морские части погранвойск КГБ СССР на Черном море располагали четырьмя отдельными бригадами пограничных кораблей. России достались лишь 6-я и 21-я бригады, базировавшиеся на порты Кавказа и Новороссийск. Россияне располагали тремя пограничными сторожевыми кораблями (ПСКР): П-808; -811; -814 (класс "Молния"), одним ПСКР П-906 (класс "Светляк"), тремя ПСКР на подводных крыльях: П-100; -101; -102 (класс "Антарес") и семнадцатью ПСКР класса "Тарантул": П-616; -631; -637; -638; -641; -644; -649; -657; -659; -651; -660; -665; -695; -700; -715; -721; -723 (пр. 205П), двадцатью пограничными сторожевыми катерами класса "Гриф": П-109;-111; -126; -139; -275; -402; -500; -501; -502; -503; -510; -513; -516; -520; -525; -559; -553; -554; -563; -576; -577; -625: -626: -633 и тремя правительственными катерами-яхтами - "Кавказ", П-51, П-52. За истекшие семь лет примерно треть корабельного состава прекратила свое существование, будучи списана на слом, использована на запчасти или продана коммерсантам.
В руки Украины перешли 5-я и 18-я бригады, базировавшиеся на Балаклаву и Одессу. Крымские пограничники в Балаклаве располагали: двумя ПСКР - "Днепр" и "Измаил" (класса "Альбатрос"), тремя ПСКР класса "Молния" (П-813, "Г. Гнатенко" и "Г. Куропятников"), четырьмя класса "Антарес" (П-103; -105; -108; -115), девятью класса "Тарантул" (П-623; -629; -630; -635; -636; -637; -642; -645; -722), пятью класса "Гриф" (П-125; -141; -508; -512; -534) и тремя правительственными катерами - "Крым", П-53, П-54. Одесситы имели в своем составе восемь катеров класса "Тарантул" (П-643; -648; -650; -652; -702; -705; -709; -720), пятнадцать класса "Гриф" (П-517; -519; -526; -527; -528: -529: -531; -546; -547; -550; -555; -558; -562: -574; -579) и около десятка водометных катеров на Дунае. За истекшие годы были списаны пять "Тарантулов" и четыре "Грифа" в обоих соединениях, несколько катеров проданы частным лицам, а два "Альбатроса" переданы военно-морским силам Украины. ПСКР "Днепр" и "Измаил" были переклассифицированы в корветы и получили наименования "Винница" и "Чернигов". По нескольку катеров из каждой бригады были переведены в Керчь, где формировалось новое соединение пограничных кораблей.
Завершая краткий экскурс в историю уничтожения Черноморского флота, следует остановиться на некоторых моментах. К 1997 году большинство черноморских моряков поражено апатией и безразличием ко всему происходящему. Все реже раздаются голоса протеста среди офицеров и матросов. Лишь иногда слабо отзовется крик души ветеранов флота, до сих пор не научившихся равнодушию. Отдельные выдающиеся личности, типа московского мэра Юрия Лужкова, пытаются всячески помочь черноморцам. Строятся квартиры, российские города берут шефство над черноморскими кораблями и из своих скудных бюджетов выкраивают помощь морякам.
Но эти титанические усилия лишь продлевают агонию умирающего флота. Все меньше становится кораблей, процветают коррупция и воровство на всех уровнях. В невообразимых масштабах разворовываются топливо, запчасти и продовольствие. Под следствием постоянно находятся десятки проворовавшихся "пешек". Хаос воровства умело поддерживается и подпитывается скрытыми пока в тени личностями. Неплатежи и желание выжить толкают простых людей на воровство и спекуляцию. Это позволяет закрыть людям рты и бесконтрольно наживаться правящей верхушке.
Вместе с тем снижается боеготовность флота и его инфраструктуры. Так, к 1997 году на всем флоте осталось 40 глубинных бомб (!) вместо тысяч, имевшихся на 1990 год. Это примерно по две глубинные бомбы на каждую турецкую лодку. Комментарии, как говорится, излишни. Необоснованно списываются вполне жизнеспособные корабли, причем дело доходит до анекдотических ситуаций. Документы, поданные на списание старого ракетного катера Р-84, вернулись из Главного штаба оформленными как на СКР-84. И сторожевой корабль, только что вышедший из ремонта, был безропотно списан, разоружен и разграблен. Запоздалое "прозрение" штабных работников привело лишь к переносу на год списания старого катера. Другой пример. В начале 1990 года встал на ремонт в Севморзавод большой противолодочный корабль "Очаков", но из-за безденежья ремонт не завершен и поныне. Списан на слом находившийся с 1989 года на консервации СКР "Решительный". Списывается после аварии двигательной установки однотипный СКР "Скорый". Простая логика подсказывала возможность собрать хотя бы один корабль из двух - тем более что корпус и механизм "Решительного" находились в прекрасном состоянии.
Усилиями нового комфлота Кравченко вводятся в боевой состав флота два малых противолодочных корабля на подводных крыльях - МПК-213 и МПК-220. Но и к ним уже устремлены алчные взоры. Подводные крылья обоих кораблей изготовлены из титана общим весом более 70 т (!). Стоит смениться командующему флотом, и их судьба будет решена - корпуса на слом, а крылья - за рубеж, на валюту. И подобных примеров можно привести множество...
Как это ни печально, следует признать: совместными усилиями внутренних и внешних врагов южные рубежи России с приморских флангов открыты и беззащитны. Отдельный героизм патриотов-офицеров уже ничего решить не может. Начался необратимый процесс, результатом которого будет уход России из Севастополя и Крыма. Обезоруженная Украина уже сейчас ничего не может предпринять для защиты от любого агрессора. В самое ближайшее время следует ожидать территориальных претензий от Турции, Румынии и еще бог весть от кого. Вся мощь Америки и НАТО направлена против России и Украины, и не видеть этого может только слепой глупец или предатель.
Потомки не простят нам содеянного. Возможно, еще не поздно остановить собственное уничтожение!
Статья “Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.” была опубликована в историко-публицистическом альманахе “Москва-Крым” (М. Фонд “Москва-Крым”, 2000).
|