|
Триумфальный крик
Автор «Триумфального крика» Кавад Раш является создателем и пожизненным президентом Новосибирского мушкетерского клуба «Виктория». «Мушкетерским» Клуб был назван по мушкетерским полкам русской линейной пехоты времен Суворова. Именем «Виктория» Клуб удостоен в честь победного, триумфального слова, привнесенного в русскую жизнь Петром Великим. В Клубе «Виктория», кроме фехтования, обучали этике, истории поединков, искусству и истории русского оружия.
В переломные эпохи человека неудержимо влечет взглянуть на опыт череды прошедших поколений, разгадать тайны родной истории до самых ее глубин и истоков. Смысл жизни нации заключается в поисках и воплощении высших истин через создание правового государства на земле. Власть всегда была сакральна, со времен первобытных костров каменного века, и никакая электроника не способна устранить эту спасительную и извечную потребность человека в освящении власти.
Идеалом русского народа была Святая Русь. Другого нет такого государства, которое назвали бы Святым. У нас не повернется язык назвать ромейскую державу (Второй Рим) «Святой Византией», как бы мы ни были ей обязаны духовными ценностями. Еще менее уместно название, например, «Святая Франция». Из всех христианских народов только для русских веками любимым чтением было жития святых. Таков был идеал народа. Когда над Святой Русью нависла смертельная угроза, был явлен Великий Петр, который выковал для нее доспех. Имя этого доспеха – Империя. Силой, создавшей и оберегавшей Империю, стали флот и новая гвардия. Но прежде всего – флот, какого не было до того на Руси. Флот есть тот ключ, который открывает нам сакральный смысл власти в наши дни.
* * * * *
Как создавалась власть?
Военные вожди, они же старейшины родов - Kuning-az (от корня «gen» - родившийся, родовитый), скандинавские «конунги», князья по-русски, составляли совет царя-мага, точнее, вождя-мага. Позже вечевой дух – через собор, вече, мир, общину – будет пронизывать жизнь всех слоев русской земли, вплоть до 1917 года. Основой жизни общества будет семья, как опора государства и войска. На вече не сбегался весь люд, как думает наш деклассированный электорат, который теперь обзывают «населением». На вече имели право присутствовать только главы больших семей. Главу семьи с одним или двумя детьми никто на вече не пустил бы, а матерей-одиночек тогда не было вовсе, как и любимого детища демократов «комитета солдатских матерей». Сила нации и государства определяется крепостью и здоровьем семьи и авторитетом отца в ней.
Первого главу старейшин, он же князь-маг, или король по-нынешнему, звали «reg». Это слово изначально означало человека, который проводил пограничные линии прямыми чертами. Символически это действо позже выражалось сооружением святилища-укрепления – “pel” (греч. Полis), что воспринималось всеми, как отделение с в о е г о от чужого – сакрального от мирского.
От «reg» происходит и древнеиндийское «rajan», и латинское «reg» (король, князь), и хатано-сакское «rraisan» (жрец, маг), и родственное ему мидийско-курдское «xsayaviya» - царь.
Предки славян принадлежат к общности, говорившей на языке, близком к балтийским и прагерманскому языкам и отделившимся от них приблизительно за десять веков до рождения Христа. С тех пор три тысячи лет, со времен «культуры боевых топоров», ничего не изменялось в символике власти.
С глубочайшей древности особые отряды наиболее свирепых бойцов охраняли носителя власти. Эти отряды поклонялись волкам. Отголоски этих верований сохранялись в казачьих войсках до 1917 года. «Волчьи сотни» казаков неслись в атаку, наводя на противника ужас волчьим завыванием.
Позже у славян каждое языческое святилище располагало для защиты священной дружиной в триста витязей – сакральной оградой. Стремление к защите святынь стало частью генетического кода у лучших мужчин восточнославянских племен. Так народ воспроизводил из своей среды казачество, в первую очередь как пограничную стражу.
Первым офицером и первым пограничником Руси станет преподобный Илья Муромец, причисленный к лику святых. Народ пограничную стражу с былинных времен называл «Божьими людьми». Эти витязи Господни станут родоначальниками казачьих войск со времен Андрея Первозванного, вырастут вокруг южных границ и, как справедливо говорят, «создадут Россию».
Президент, как верховный главнокомандующий, есть первый офицер державы. Стало быть, он и первый офицер-пограничник прежде всего, именно поэтому Верховным главой всех казачьих войск был Наследник – Цесаревич. Резиденция его – в Кремле, где вечный пост номер один.
Московский Кремль (как почти все кремли и города Руси) был поставлен на холме при слиянии двух рек. В этом случае всерьез надо было укреплять только одну стену. Вода рек и озер подступает к стенам почти всех монастырей. А твердыни Соловков, Валаама и других монастырей стоят на островах. Жизнь на берегах рек, озер и морей и создаст Русь, как глубинно-морскую цивилизацию. Гоголь говорил – «Россия – наш монастырь». И этот монастырь с трех сторон окружен морями – Тихим, Атлантическим и с фасадом на Ледовитый. В одной из древних былин Илья Муромец воспет как атаман на судне русского класса – «река-море». Шум леса, воды и метелей взлелеял душу нации.
Простые пограничники определили это безошибочным инстинктом. Они первыми из всех военных стали отмечать свой воинский праздник стихийно, вопреки воле начальства, собираясь на Красной площади, где за Кремлевской стеной, огражденной прямыми чертами стен, находится главное святилище России – гробницы Верховных Главнокомандующих в храме Архангела Михаила, покровителя воинов. Древний инстинкт оказался выше запретов атеистического государства. Они были крещены границей. Кто ходил вдоль контрольно-следовой полосы – тот ощутил на себе священное дыхание границы. Нигде нет такого неизъяснимого воздействия на душу человека, как на границе. Разве еще только в храме.
Когда границей Московской Руси были воды реки Оки, при Иване II и до него, девять десятых русских войск стояли на границе. В ходу были древние названия «судовая рать» и «береговой воевода». Позже усилием вех сословий и напряжением всех ресурсов государства из века в век будут создаваться засечные черты и пограничные укрепленные линии. Береговые черноморские линии будут круглый год и в любую погоду охранять корабли Ушакова, Лазарева, Корнилова, Нахимова. В названиях всех казачьих войск, кроме Сибирского войска, звучат имена рек, потому казак и моряк – синонимы.
Как бы временами не менялось отношение общества к Вооруженным силам, пограничники не теряют симпатии народа, а зеленые фуражки пограничного братства уверенно движутся в любой толпе.
В 1917 году руководство Корпуса Пограничной стражи в лице генералов Пыхачева и его начальника штаба Кононова решительно отказалось признать отречение Императора и законность Временного правительства. Морская граница России намного превышает сухопутную, к сведению континентальных недоумков и ордынцев-евразийцев. Морские границы охраняют Флот и морские пограничники.
Геостратегически роль России, как мирового держателя ресурсов (около 60 процентов мировых запасов полезных ископаемых) при двух процентах от населения планеты, громадные неосвоенные пространства и безлюдье возбуждают нечистые помыслы многих сил в мире. У нас от Урала до Курил около 18 миллионов населения. В одной Маньчжурии более ста миллионов человек.
С юга нас подпирает миллиард мусульман. Россия испытывает страшное давление на свои границы. Китай и Япония на своих картах и сегодня окрашивают в свои цвета оплаченные кровью священные пространства России и вежливо улыбаются нашим дипломатам, издревле страдающим профессиональным слабоумием. Власть при этом расслаблена от политической импотенции, называемой в медицине «абулией», то есть полная утрата воли. Болезнь, кажется, не лечится.
Пограничники на войне всегда. В 1941 году они не сдали без боя ни одной заставы. Со времен Афганистана, уже двадцать с лишним лет, они не выходят из войны, как и наш десант.
Зеленые витязи приумножили дела «Божьих людей» времен святого начальника заставы Ильи Муромца. За стойкость и верность родной вере павший в Чечне пограничник Евгений Родионов причислен к лику святых.
Колыбелью русского народа стали устья Дуная, Днестра и Буга, Днепра, Дона, Волги, Урала. Устья, полные дичи и рыбы, были неприступными естественными крепостями, недоступными степным хищникам. Там и колыбель казачества, которое застал Андрей Первозванный. Петр I объявил апостола-моряка «Патроном России», сделав орден его имени высшей наградой страны, а морякам даровав Андреевский флаг.
В праславянском языке слова «слава» и «хвала» были синонимами. «Хвала» истоком имеет иранское «hvarэn» от иранского же «фарна», что означает боевую благодать, дарованную свыше и порождающую удачу, победоносность. Хвала (фарна) связана с властью и воинскими функциями вождя. Причем главной ипостасью власти, предписанной свыше, было являться носителем правды в противоположность кривде и лжи, порождающих преступления.
Эта функция власти, как носителя социальной правды, осталась неизменной в сознании народа до сего дня. В созданной древними мидийцами священной «Авесте» слово «xsavra» означало власть, сила, победа, доблесть, отвага, от «xsay» - блистать, значит, быть причастным божеству, источнику жизни – Солнцу.
Говорят, что связь между человеком и землей, на которой он вырос, сильнее брачных уз, голода и, порой, самой жизни. В самом деле, почему птица или маленький зверек, рискуя жизнью, вступает в безнадежную схватку со страшным ястребом, защищая своё гнездо или нору? Какая сила бросает зверька на яростную схватку, в безнадежном для него поединке? Сила, которая повелительно толкает нас к действию, даже наперекор могущественному инстинкту выживания, при защите семьи и родных пределов, есть некий сверхинстинкт, имя которому - «территориальный императив». Он унаследован нами через миллионы лет эволюции и сегодня управляет незаметно нашей жизнью. Оправданный церковью, просветленно осмысленный и облагороженный инстинкт территории называется – патриотизм.
Нормальный человек не способен избавиться от территориального императива без того, чтобы не разрушить в себе самые глубинные и спасительные структуры поведения. Человек не избавился от инстинкта родной территории, но одухотворил его. Зверь погибает, отстаивая свою территорию, ибо она кормит его. Человек отдает жизнь не только за физические просторы и семью, но и за храмы и могилы предков.
Одухотворенный территориальный императив и породил первую власть на земле, ритуально освятив ее. В Православной монархии это выражалось в чине священного Коронования и Помазания на царство. В светском государстве это обозначено непременной публичной присягой Главы государства.
* * * * *
Власть и граница, по сути, родились одновременно. Но есть одна сфера деятельности, где и власть, и граница, и территориальный императив проходят наивысший экзамен. И сфера эта – море. Там не только нет под ногами родной земли, но даже суша исчезает за горизонтом. В этой зыбкой среде, с качающейся палубой, среди штормов и туманов или под толщей воды в темных глубинах океана, проходят экзамен на крепость все инстинкты в духовно-нравственном измерении. Но и это не всё. Море суровее суше экзаменует характер, ритуалы, иерархию, оружие и технику, созданную людьми. Море выступает как мощный фактор направленного эволюционного отбора, для выработки новой породы людей, более совершенных в своих ответах на угрозы.
Вот почему Петр I выбрал флот, чтобы выковать доспех для Святой Руси и превратить ее в святорусскую Империю, которой еще не знал мир.
Именно отбор привел в смятение византийски косных и пугливых клириков и возмутил спесиво-лживых бояр-ордынцев, утративших связь с истоками и вкус к боевому состязанию. Только флот делает нацию по-настоящему конкурентоспособной на мировой арене.
Готовность к отбору и состязанию пела в каждой клетке Великого Петра, моряка-исапостола. Петр I знал, что он «усыновлен Богом» по образу любимого им царя-пророка и псалмопевца Давида.
После Полтавы Петр I своими царственными руками водрузил крест на могилу русских воинов с надписью: «Воины благочестивые за благочестие кровью венчавшиеся, в лето воплощения Бога Слова 1709». За Полтавскую победу Петр I получил чин контр-адмирала, ибо Полтава приблизила его к морю. С ним икона Нерукотворного Спаса и Сергия Радонежского.
Почему только Флот делает нацию великой? Потому что сильнейший на море всегда могущественнее сильнейшего на суше.
Из чего это складывается?
Прежде всего, флот аккумулирует все умственные и духовные силы нации. На корабле лучшая техника, совершенная корабельная архитектура, лучшая, чем на суше артиллерия, более сильная пехота, строже дисциплина. Один морской пехотинец стоит трех обычных пехотинцев по выучке и решимости, как показали все войны. Морские артиллеристы расторопнее, искуснее и беспощаднее своих собратьев на суше. Почему? Потому что они на море в упор расстреливают друг друга. А главное, единственная цель морского сражения есть уничтожение противника. Моряк – наиболее чистый тип бойца, бескомпромиссный и решительный.
Флот такое же плохое оружие обороны, как кавалерия и танки. И даже хуже, ибо моряки не отвоевывают территории, не вытесняют противника, они равнодушны к обходу с флангов, их задача – найти противника и уничтожить его. Мировые войны показали, что лучшим видом береговой обороны является линейный флот.
Нет сомнения, что владыкой океана стал авианосец. А тот, кто владеет океаном – владеет миром. Палубные пилоты, летающие без ориентиров, отчаяннее обычных пилотов. В войне с нацистской Германией не было у пилотов более смертельно опасного дела, чем атаки торпедоносцев. И сейчас, самые искусные на свете пилоты – летчики палубной авиации. Экипажи подводных лодок – самые сплоченные и высокообученные военные дружины.
Все рода войск безмолвно признали превосходство моряков, надев тельняшки на все виды спецназа. Нигде нет традиций крепче, чем на флоте.
Одним словом, Флот – это высшая зрелость нации. Народ, лишенный могущества на море, становится растерянным и робким.
Флот – источник подлинной власти, как четыреста лет демонстрировала всему миру Великобритания, а сейчас Соединенные Штаты. Только в нашем несчастном Отечестве, даже после того, как мы располагали вторым флотом в мире, до сих пор в козлиных мозгах господствует евразийская континентальность, внушенная злейшими врагами в надежде на ордынскую континентальную неполноценность. Мы уничтожили училище морской пехоты, созданное адмиралом Кузнецовым в Выборге. Преображенцы и Семеновцы Петра I участвовали во всех морских сражениях и в абордажных боях вместе с Царем. Лейб-гвардии Преображенский полк до 1917 года располагал катерной ротой. Они носили матросскую форму с красными воротниками и черными ленточками.
Петр I знал, то он царь народа-моряка и считал своим священным долгом оторвать Русь о орды и вернуть ее в семью океанических народов с морской цивилизацией, какими были в лучшие годы 1-й и 2-й Рим. Только флот помог Риму сравнять с землей Карфаген.
Петр I знал о значении флота для судеб государства и всегда это внушал сподвижникам. Как бы внимательно не относились к русскому флоту после него Государи и правители страны, надо признать, что петровское понимание места Флота в судьбе России за триста лет не имело места не только в руководящих кругах страны. В этом основная причина кризисов и неудач России за триста лет. Даже после войны 1941-1945 годов, когда во многом благодаря морской пехоте были одержаны такие битвы как Московская и Сталинградская, власть и военное руководство не только не осознали роли Флота, но наоборот травили такого выдающегося моряка как адмирал Кузнецов и ликвидировали Министерство Военно-морского флота. Видимо, агенты влияния особенно активизировались во времена Хрущева.
Почти пол миллиона моряков влились морскими бригадами в сухопутные войска. В ударной армии, которая под Сталинградом остановила Манштейна, дрались 25 тысяч моряков. Чуйков признал, что без невиданного мужества моряков Волжской флотилии битва была бы проиграна.
Как будто напрашивался сам собой после войны петровский поступок, а именно, сделать морскую пехоту главной ударной силой сухопутных войск, придав им танки. Но керзово-комбедовское сознание не способно было к таким стратегическим выводам.
Трагической ошибкой династии Романовых и Гогенцоллернов было то, что они не сохранили нетронутыми, и не держали в столице боеспособные части гвардии, которые подавили бы мятеж за несколько часов. Кстати, развал СССР не состоялся бы, если у Горбачева были бы лично преданные ему и государству гвардейские части. Причем, они должны были быть представлены не хасавюртовскими десантниками, а далекими от политиканства морскими пехотинцами.
Последние штурмом взяли президентский дворец Дудаева и произвели глубокое впечатление даже на наших десантников, которые последние двадцать лет не выходят из войн. Смею высказать глубокое убеждение, что при ослабленности казачества, театр между устьем Кубани и устьем Терека, между морем Каспийским и морем Черным должен стать зоной безраздельной ответственности флотов (Каспийского и Черноморского) и морской пехоты. Каспийская флотилия должна давно быть преобразована во флот. Пограничная линия с Азербайджаном и Грузией должна быть прикрыта контрольно-следовой полосой, каких бы затрат это не требовало.
Американцы смело бросают свою морскую пехоту в горы Афганистана, а мы прикрываемся телами мальчишек пехотинцев, отнимая их изуверски даже у матерей одиночек. До 1917 года русская православная армия не рекрутировала никогда кормильцев семьи, а тем более, не смела даже думать о том, что можно призвать единственного сына. Никогда в многовековой истории России самосознание офицерства, военная мысль и социальное положение военных не были в таком жалком состоянии, как сейчас, хотя и в этом положении русское офицерство продолжает оставаться лучшей частью нашего общества.
* * * * *
Только Флот и отборная армия сохраняют жизнеспособность нации. Необходимость иметь в мирное время в десятке силовых ведомств несколько миллионов здоровых мужчин уже является мощным стимулятором. Без Флота и других силовых структур государство и нацию ожидает неминуемое вырождение. Сила – есть естественное право народов на развитие и безопасность, разумеется, речь только о силе, облагороженной правом и нравственностью. Когда-то министр Милютин (на самом деле, он воплотил в себе гоголевского Манилова) привил русской армии бюрократизм и растлевающий нестроевой дух. Пушкин сказал бы «заразил чумой либерализма».
Но сила власти, Флота и Армии зиждется на крепости семьи.
У пророка Моисея нет ни тени предписаний, а только неумолимые категорические запреты в десяти заповедях. На этих самоограничениях держится и здоровая семья и здоровое общество. Для человека нет нагляднее примеров, чем жизнь братьев наших меньших. Воспользуемся наблюдениями и выводами лучшего в мире специалиста по поведению животных, Нобелевского лауреата Конрада Лоренца, изложенных им в ряде книг и переведенных на русский язык. Профессор Лоренц преподавал в Кёнигсбергском университете во времена нацизма. Потому, его книги после трагического опыта Третьего рейха, где исповедовали формулу Трейчке «только немки рожают, остальные женщины мечут», пронизаны осторожностью и взвешенностью. Это особенно важно, когда его книга носит название «Агрессия».
Мы писали о том, что сила Флота и его личного состава в наиболее решительном следовании самым суровым законам войны. Короче говоря, в нужный момент они наиболее агрессивны. Опыт всех полководцев и, нагляднее всего, адмиралов Ушакова и Нельсона говорит о том, что чем агрессивнее и решительнее они действуют, тем меньше потерь.
Конрад Лоренц целую главу, и книгу в целом, посвятил «положительной роли агрессии», не только как движущего фактора эволюции и отбора, но, прежде всего: «внутривидовая агрессия, - говорит он, - агрессия в узком, собственном смысле этого слова – тоже служит сохранению вида».
Мы знаем, что начальной формой социального объединения является семья. «Для вида, - замечает Лоренц, - всегда выгодно, чтобы самку завоевал сильнейший из соперников». Оленьи рога развились исключительно как оружие для поединков. Последний всегда есть выбор боевого защитника семьи. «Безрогий олень не имеет никаких шансов на потомство».
Лоренц уверенно утверждает: «Мы не знаем ни одного живого существа, которое способно на личную дружбу и при этом лишено агрессивности». И добавляет: «внутривидовой агрессии без ее контр-партнера, без любви, бывает сколько угодно; но любви без агрессии не бывает».
Примириться с этим и осознать после трех поколений марксистской жвачки вперемежку со слюнявым толстовским непротивлением очень трудно, особенно после бабьих, слабонервных причитаний «лишь бы не было войны».
Среди птиц нет равных по агрессивности гусям, но именно у них мы обнаруживаем верность в дружбе, личных узах и прочную семью. Самое агрессивное животное на земле и, добавим, самое умное – это волк. И он же «самый верный из всех друзей». Причем, он настолько умен, что женщину, даже в джинсах, ватнике и с ружьем, он в грош не ставит. Известно, что волки никогда не охотятся по шаблону. Напротив, они устраивают каждую облаву в зависимости от обстоятельств, рельефа, времени и характера жертвы. Именно волки, эти самые кровожадные звери, которых Данте назвал «bestia senza pace» - «самый непримиримый зверь», обладает самыми надежными тормозами против убийства, какие только есть на земле. Китайская мудрость на опыте тысячелетий гласит, что «не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях».
Говорят, слабые народы – миролюбивы. Но слабые бывают, подчас, опаснее сильных. Именно слабые склонны сбиваться в толпу, а толпа, как известно, страшнее любого зверя.
Когда Федора Глинку, офицера, поэта и писателя спросили почему Пушкин не вступает ни в какое литературное общество, он ответил: «овцы стадятся, а лев ходит один».
Природа сумела противопоставить агрессии для баланса ряд поведенческих механизмов. Один из них – ритуалы, которые стоят у истоков человеческой культуры, унаследованные филогенетически от социальной жизни высших животных, пройдя через селекционное давление. Говорят, вежливость украшает жизнь. Но она, эта вежливость, является чем-то вроде бронежилета при общении в острых обстоятельствах. Хорошие манеры участвуют в торможении агрессии и работают на социальный союз и умиротворение членов группы. Тем не менее, нет больших подстрекателей войны, чем пацифисты. Они более, чем кто-либо провоцируют конфликты, искушая людей. Религия учит нас, что войны неискоренимы из жизни людей, пока человек грешен.
Ритуалы и форма одежды сильно влияют на поведение. Когда Милютин, военный министр, упростил и обеднил офицерский мундир, молодежь стала покидать юнкерские училища. Возьмем, к примеру, фильм «Семнадцать мгновений весны». Дело даже не в том, что к 1941 году на территории Германии не было, практически, ни одного советского резидента. Потому - Штирлиц высосан из пальца Юлиана Семенова. Дело в эсэсовской форме, с ее зловещим обаянием и в германо-прусской вышколенности. Мысленно, оденьте всех эсэсовцев в пиджаки и дайте им манеры и говорливость наших депутатов или «шоуменов» и ни один зритель эту тугомотину, на которой несмываемая печать провинциального женского понимания эсэсовцев и разведки смотреть не станет, кроме горстки пенсионерок.
У нас нет шансов в соревновании с классическим Голливудом. Все американские культовые фильмы построены на здоровых инстинктах и, прежде всего, на торжестве инстинкта жизни, который пошляки называют «happy end». Все наши культовые фильмы построены на патологии – то есть на инстинкте смерти.
Произведение искусства не имеет ни цены, ни будущего, если оно не созвучно здоровым инстинктам. Бесконфликтное искусство, лишенное действия, правды инстинкта, борьбы, наполненное словоблудием, безвольной мечтательностью или политкорректностью всех видов, обречено на смерть.
Если выразить все эстетические усилия Андрея Тарковского в кино одним словом, то этим словом будет – «бессилие».
Салон бесплоден, как бы не был утончен. Эстетические амбиции особенно проявились в фильме «Андрей Рублев» - фальшивом, путанном и глубинно антирусском, где истеричные подростки льют сверхколокола. Эпоха, которую офранцуженные историки называют «Ордынским игом», была временем наивысшего подвижничества и военно-духовного подъема русского народа. Тарковский полагал, что натуральное выковыривание глаз – это и есть реализм. Старая тенденция делать из России «Дом дураков» для кассового сбора и премий на Западе обнаруживает только пустоту и немощь авторов.
Чтобы увидеть самопожертвование 6-й роты – эти новые «Фермопилы» - или одинокий подвиг пограничника Жени Родионова, или услышать песню «Расплескалась синева», которую запели десантники под Бамутом в ответ на психическую атаку чеченцев, надо обладать не талантом от «Мосфильма» или Голливуда, а от Бога и вместе с ним инстинктом воодушевленного боевого порыва. Этот инстинкт не раздают во ВГИКе.
Вернемся к семье. «Что требуется от идеального мужчины? - спрашивает Лоренц и объясняет, - необходимо, чтобы супруг, несмотря на подавляющее духовное и физическое превосходство, в соответствии с ритуалом, регламентированным законом, покорялся малейшему капризу своей самки». Знаменательно, что для презираемого, по-настоящему покорного, мужа существует определение, взятое из поведения животных. Про такого англичане говорят «hen pecked» - «курицей клеванный». Эnо сравнение замечательно иллюстрирует ненормальность мужской подчиненности, потому что настоящий петух, если он «в своем уме», не позволяет себя клевать ни одной курице, даже своей фаворитке.
В деградирующем обществе ранговые роли между отцом семейства и женой всё более стираются, а порой, даже меняются местами. Наше современное общество – единственное в мире, где друг к другу обращаются по половым признакам: «мужчина» - «женщина». Видимо, эту стадию застал у папуасов, в свое время, путешественник Миклухо-Маклай.
Сегодня мы страдаем еще одной болезнью, которую можно назвать «эстрадным бешенством» - самой низкой формой досуга. Судя по зрительному залу, жена на коротком поводке привела мужа послушать блеющих певцов, страдающих, как говорят отцы церкви, «козлогласием», или потрясти жир, тупо хохоча над дешевыми шутками «юмористов». Кстати, смех даже медицински вреден человеку, особенно хохот. Можете ли вы представить себе хохочущего Христа. Наиболее верным признаком отсутствия в человеке чувства подлинного юмора является его склонность взвизгивать и заливаться над анекдотом. Кто может представить себе Гоголя или Чехова, рассказывающих анекдоты. Между прочим, из всех звуков, рождающихся на нашей земле, самый жуткий – это звук женского хохота. Нигде так явственно не ощутима реальность прорвавшейся на землю преисподней, как в звуках женского хохота. Не случайно эстрадную сцену иногда окутывают клубящимся сизым дымом геенским, среди которого скачут и визжат так называемые «артисты» с гитарами. Задник сцены в этом случае становится «черным квадратом» - как вход в преисподнюю.
У наиболее крупных и красивых птиц – лебедей, диких гусей и журавлей – родители верны друг другу до самой смерти. Чем мельче и суетливее птицы, тем чаще у них самец готов покрыть зазевавшуюся чужую самку.
Мы знаем редкий по красоте и грациозности ритуал умиротворения, известный как «танец журавлей». Лоренц поясняет, что при потере партнера горе серого гуся не знает пределов. Он ищет подругу день и ночь, издавая непрерывно «трехслоговый дальний зов». Серый гусь взволновано обегает все привычные места, в которых бывал с подругой. С каждым днем он расширяет круг поисков, оглашая окрестности тревожным призывным криком. Осиротевший гусь теряет интерес к жизни и готовность к борьбе. Он перестает защищаться от сородичей, убегает от молодых и слабых гусей и попадает, наконец, на самую низшую ступень иерархии, превратившись в гусиного «бомжа». Он бродит, подавленный и печальный. Попав в комнату, он садится, безвольно уткнувшись клювом в угол. Если же поместить в эту комнату еще одного гуся, утратившего партнера, то он уткнется клювом в другой угол по диагонали.
Гуси, потерявшие партнера, с которым можно, как говорят этологи, «триумфально кричать», теряют интерес к жизни.
«Узы триумфального крика, - говорит Лоренц, - возникают внезапно, как взрыв, и мгновенно связывают двух индивидов навсегда. Мы говорим в этом случае безо всяких кавычек, что они влюбились друг в друга».
- Между прочим, влюбленная юная самка никогда не навязывается своему возлюбленному, никогда не бегает за ним, самое большее – она «как бы случайно» появляется в тех местах, где он часто бывает.
Стоять на страже гнезда и водить за собой детей – вот, поистине, вершина жизни гусака. Охрана гусят для него более наполнена эмоциями и восторгом, нежели даже прелюдия к соитию и сам акт любви. Именно на служении детям устанавливается глубокая взаимосвязь партнеров и возникает неистребимая потребность в общем триумфальном крике.
Триумфальный крик приглушенно звучит весь день в обычном голосовом контакте двух гусей, порой переходя в гоготанье, которое можно передать на наш язык словами «Здесь я, ты где?!», или, как передают этологи:
«Мы едины, мы вместе против всех чужих».
Словом, триумфальный крик – это лейтмотив всех мотиваций, определяющих повседневную жизнь диких гусей.
«Триумфальный крик у гусей, - заключает Конрад Лоренц, - я подчеркиваю снова и снова, - это лишь аналог, в самом лучшем случае, лишь яркая, но упрощенная модель человеческой дружбы, любви» - и, добавим, верности.
Наши сторонники «общечеловеческих ценностей» морщатся при упоминании об инстинктах. Мы же, вслед за Лоренцем, дадим разрядкой его главную мысль:
«Противоразумное возникает лишь в случае нарушения какого-либо инстинкта».
Не тоска ли по совместному триумфальному крику привела Тимиреву вслед за адмиралом Колчаком к стенам тюрьмы в Иркутске. Видимо невиданная самоотверженность верной подруги адмирала так поразила палачей Колчака, что они не тронули Тимиреву. Уже восемьдесят пять лет несется над Россией прерванный в подвале Екатеринбурга, проклятого Богом города, триумфальный крик святой царственной четы, настолько сильный и беззвучный, что заставляет мироточить ионы.
Августейшая семья знала счастливые дни. Как правило выпадали они во время плавания на яхте «Штандарт», названной по первому фрегату, который привел в Финский залив сам Царь-исапостол Петр I в 1703 году – в год основания царствующего града Святого Петра. У финских берегов на картах морских пограничников и сейчас значится «рейд «Штандарт». Там, в прибрежных водах ловятся даже щуки.
Царь водил своих детей по заливу и в триумфальном говоре ловил взгляды преданной Царицы, и чувствовал Помазанник, что достиг вершины предназначения, показав святой Руси, что большая, чистая, верная семья – есть путь его народа в мире.
Самому Конраду Лоренцу, похоже, более всего дорог инстинкт воодушевленного боевого порыва и он считает нужным заметить: «человек, у которого такой реакции нет – это калека в смысле инстинктов, и я не хотел бы иметь его своим другом». Но Лоренц мудр и осторожен, и добавляет: «но тот, кого увлекает слепая рефлекторность этой реакции, представляет собой угрозу для человечества; он легкая добыча тех демагогов, которые умеют провоцировать раздражающие ситуации, вызывающие человеческую агрессивность».
Далее Лоренц говорит, что: «Боевое воодушевление – это настоящий автономный инстинкт человека, как, скажем, инстинкт триумфального крику у серых гусей.
- Этот инстинкт обладает собственным поисковым поведением, своими собственными вызывающими стимулами, и доставляет, - как каждый знает по собственному опыту, - настолько сильное удовлетворение, что противиться его действию почти невозможно.
Каждый правильно развитый человек, как будто, знает, какие ощущения сопровождают реакцию воодушевления.
- Как триумфальный крик существенно влияет на социальную структуру серых гусей, даже господствует в ней, так и инстинкт воодушевленного боевого порыва, в значительной степени, определяет общественную и политическую структуру человеческого общества.
В моменты воодушевленного боевого порыва человек преображается. В нем появляется характерная боевая осанка. В эти минуты свершаются основные мгновения истории, ибо человек вступает в борьбу за ценности, освященные традициями. Это может быть и семья, и родной институт, и спортивная команда, и корпорация, и интересы нации. Повышается тонус всех поперечно-полосатых мышц, осанка становится более напряженной, руки несколько приподняты в стороны, выдвигая локти. Голова гордо поднята, подбородок выдвинут. На спине и по наружной поверхности рук топорщатся волосы. Препятствия, стоящие на пути выполнения долга, теряют всякое значение.
Реакция боевого воодушевления и ее характерные внешние проявления должны быть предметом пристального внимания во всех военных училищах и пронизывать все курсы сценического поведения в театральных институтах и на телевидении. Без этого нам не вооружить армию самым разящим сверхоружием, имя которому – эстетическое оружие. Без этого наши фильмы будут населять писклявые гардемарины, женоподобные и печальные гусары, мешковато-ироничные эсэсовцы, невротично-вертлявые мушкетеры. Нашу сцену забивают женоподобные, перемигивающиеся и ироничные жеваные мужчинки.
Говорят, что «в слове не обманешь». Еще меньше можно обмануть в образе или, как говорят на пошловатом жаргоне, в «картинке». Две трети зрителей телевидения не очень вслушиваются (согласно исследованиям) в то, что говорит с экрана человек. Но те же две трети безошибочно по образу, мимике и умолчаниям точно догадываются – врет или не врет человек с экрана. Умные лидеры никогда не стали бы показывать по телевидению заседания нашего правительства с ноутбуками. Черный квадрат телевидения является лучшим символом того, что дали три поколения, как говорят, «дестабилизирующего отбора». Мы знаем, что все поединки в мире – от состязания самцов, до рыцарских турниров – призваны были к тому, чтобы семью, род, стадо или стаю возглавил сильнейший, а значит – правдивый в мотивах. Власть никогда не утратит сакральности в душах людей, с каким бы знаком она не являлась в мир. Вот уже 85 лет, как власть на Руси не является носителем правды. С тех пор, когда коммунисты самую лживую газету в истории назвали «Правдой», и до того дня, когда появился печатный орган с самым комичным названием в истории «Независимая газета». Отбор естественный выбирает лучших, неестественная, направленная селекция, с выбором худшего, слабейшего, лживого называется «дестабилизирующим отбором». Так поступали в новосибирском Академгородке, когда хотели одомашнить лису ради живодерской мечты о воротниках. Они выбирали лисиц не агрессивных, слабых, уклончивых, то есть лживых и спаривали слабых со слабыми. Им, беднягам, казалось, что так люди одомашнивали животных на заре истории. Теперь даже устраивают праздники дестабилизирующего отбора под названием «Тэффи» или «Триумф».
Вы заметили, что когда на обсуждение приглашают с опаской и ненавистью священника, то даже нескольких его слов достаточно, чтобы диспут был тут же испорчен. Одно слово правды, говорили в народе, весь мир может перевернуть. Свершится ли чудо русской истории? Станет ли власть вновь носителем правды – вот от чего зависит судьба России и мира.
В переломное и смутное время, в периоды кризиса власти, шатаний, мародерства чиновного, лучшие сыны России болеют муками своей Родины, ищут чем укрепить ее, опираясь на здоровые силы общества. Мысль их нередко обращается к опыту родного прошлого и последних великих народов, сумевших преодолеть тяжкие испытания. То, что мы именуем «смутой XVII века» было, по сути, жестоким испытанием Святой Руси на крепость. Теперь мы знаем, что Россия выдержала этот исторический экзамен и доказала, что достойна высокой судьбы.
Одной из попыток осмыслить опыт сопредельных стран из близких нам европейских народов явился подвижнический и солидный труд историка и мыслителя Владимира Миронова «Народы и личности в истории» в трех полновесных томах. Автор сделал попытку осмыслить развитие мировой культуры и политической мысли как неразрывный процесс. Хронологически повествование ограничено тремя веками (XVII – XIX вв.). Автор сосредоточил внимание преимущественно на европейских, русских и американских героях в ответственные часы для их стран.
Один из этих героев – сын бедного викария, англичанин Сесиль Родс. Их семья состояла их двенадцати дочерей и сыновей. Двое умерли в детстве. С юных лет Сесиль Родс стремился совершить нечто невиданное до селе на зеле. И он сделал это. Он выполнил свой девиз, сформулированный в 13 лет: «Совершить или умереть». Родса можно назвать одним из самых ярких героев капитализма и разбойного делового предпринимательства.
Родс был заряжен колоссальной энергией к действию. В 17 лет, один, юноша покинул Англию и двинулся в южную Африку. В обществе темных игроков, авантюристов, «отвязанных» женщин, искателей приключений. Этого юного джентльмена удачи звали Сесиль Родс. Шлюп бросил якорь в порте Дурбане, английской колонии Наталь, в стране воинственных зулусов.
Родс готов был не щадить ни себя ни соперников. Звериные законы борьбы не угнетали его, а только прибавляли сил. Сесиль Родс продемонстрировал Волю, риск, предпринимательскую хватку и ярость. Он становится одним из богатейших людей мира, главой Капской колонии, королем алмазов и золота. Это он создаст знаменитую нынче компанию «Де Бирс». Его именем назовут целую страну – «Родезия». Кажется, после Колумба и Америго Веспучи это не удавалось никому. Он действительно поразил мир. Но предпринимательством всех видов ради корысти, хапания и денег занимаются только в несчастной, плебейско-демократической России после 1991 года.
Родс дрался, рисковал и богател ради Великобритании, чтобы она и впредь «правила морями». Сесиль Родс уже тогда осознал опасность, которая грозила Англии – ее элита становилась всё более продажной. Как только правящий слой стал лжив и корыстен, он перестал выполнять своё назначение перед государством – а именно – сосредоточивать и вбирать в себя самые честные и энергичные силы нации. Он не верил больше продажным косным политикам и парламентариям, называя их «собранием людей, посвятивших свою жизнь накоплению денег».
Родс никогда не был голословен. Как человек действия, он завещал всё свое сказочное состояние государству, с условием тратить эти средства на образование.
В 1877 году опубликовал свой «Символ веры». В этом уникальном документе он предлагал смело создавать новую сверх элиту, некую тайную, как сказал бы Конрад Лоренц, «анонимную стаю», подобие тайного ордена и поставить его на службу Великобритании. Может быть, - писал он, - один из каждой тысячи, чьи помыслы и чувства соответствуют этой цели, могут быть внедрены в школы, университеты, органы управления. Их следует тренировать, учить, подвергать их суровым испытаниям и затем ставить на службу государству».
«Почему бы нам, - писал Родс,- не основать тайное общество с одной целью – расширить пределы британской империи, поставить весь цивилизованный мир под британское управление, возвратить в нее США и объединить англосаксов в единой Империи… Давайте создадим своеобразное общество, подобие церкви, для расширения Британской Империи».
Киплинг, который отдаст свой недюжинный талант этим же целям, назовет Родса «послушником мечты». Шпенглер в «Закате Европы» увидел в Родсе знамение грядущего и поставил его «посредине между Наполеоном и людьми насилия ближайшего столетия». В те же годы, премьер Великобритании в романах своих воспевал «романтический патриотизм».
Но чего не заметил проницательный Шпенглер, так это того, что люди, подобные Родсу, и будут убийцами кайзеровской Германии – самого сбалансированного и культурного государства за две тысячи лет европейской истории. Но, прежде чем прервать «триумфальный крик» над германской землей, соратники Родса убедят простоватых европейцев в том, что в мировой войне была заинтересована Германия. Хотя «Символ веры» Родса красноречиво доказывал обратное. Лихорадочный энтузиазм Родса и был порожден тем, что Германия, после победоносных войн фон Мольтке против Дании, Австрии и Франции и политического искусства железного канцлера князя фон Бисмарка, своим трудолюбием и динамизмом приводила в смятение продажную элиту Англии.
А что делала власть в России в те годы? Автор трехтомника В. Миронов не касается этой темы, ибо идеализирует всех революционеров. Российская власть подтачивала и разрушала себя реформами людей с либеральной дрожью в коленках. Правда в это же время Россия выдвинула ряд гениальных политиков бисмарковского калибра, таких как консерваторы К. Победоносцев и великие министры граф Сегей Уваров и граф Петр Шувалов, которого за глаза уважительно называли «Петр IV», граф Петр Валуев, ставший в юности прототипом Петра Гринева за дворянскую доблесть, граф Дмитрий Толстой из блестящих лицеистов, объявивший войну на уничтожение разрушителям государства – народовольцам.
* * * * *
Территориальный инстинкт формирует всю жизнедеятельность животного, влияет на скелет, мышцы и психику. Готовность драться за территорию укрепляет мышцы икр ягодиц и плеч. Эллины за десять веков Олимпийских ристалищ, на которых атлеты выступали обнаженными, твердо уверились, что плоскозадые бойцы со слабыми икрами до олимпийских игр никогда не добираются. Селекционеры, видимо, с тех самых пор не зря безжалостно выбраковывают вислозадых производителей и самок и остерегаются иксообразности конечностей. У животных с невыраженным территориальным императивом, как у питающихся падалью гиен – вислозадость норма. Видимо, потому у них могут верховодить и самки.
Связь между территориальным императивом и патриотизмом самая прямая.
Кажется Джефферсон говорил: «у торговца нет отечества». Потому, в отличие от торговцев и пацифистов, патриотов вислозадых не бывает. Эллины были трезвы и пристальны. Они знали - «когда мечей многотрудная грянет работа» (Архилох. VII в. до Р. Х.), жизнь полиса будет зависеть не от плоскозадых политологов и миролюбивых мошенников, а от крепких телом и духом воинов. Вся лирика Эллады родилась из воинственно-патриотических элегий и пеанов, которые пели перед сражением, воспевая то, что Лоренц называл «инстинктом воодушевленного боевого порыва».
Смысл военного назначения моряка – это уничтожение противника. Моряки не могут договориться с противником на море и мирно разойтись. Один из них, если не сбежал, то должен погибнуть, или спустить флаг. Военный, воспитанный на основных инстинктах, по определению умнее штатского пиджака. Даже вся торговая и промышленная война, и конкуренция построены на принципах, которые преподают в военных училищах. Но как волк самый непримиримый и умный из всех хищников на земле, так моряк самый беспощадный и умный среди военных. Потому и морской пехотинец сильней любого другого бойца на суше.
Из всех эпитетов, коими награждали моряков самый точный и всеобъясняющий – «морской волк». Конрад Лоренц, если помните, нам объяснил, что нет и в дружбе равного волку. Поэтому военные пени, созданные флотом, проникновеннее и выше всех других песен. Сейчас их мало поют, потому как много воруют и предают. Россию может разбудить только триумфиальный крик моряка с любимым боевым кличем Петра I: «для Бога поспешай!»
Один из организаторов Великой Северной экспедиции моряков и основатель Оренбурга Иван Кириллов честностью и трудолюбием из простых делопроизводителей достиг должности статс-секретаря Правительствующего Сената. Он своим коштом издал в 1727 году книгу «Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и ставил неизреченными трудами Петр Великий, Отец Отечества». Иван Кириллов, выразитель чаяний всего русского народа держал портрет Помазанника Петра I дома в красном углу, рядом с иконами Христа, Богоматери и Николая Угодника и усердно молился пред ними.
Двадцать лет оглашает мировой океан триумфальный крик православного подвижника и величайшего моряка, после Петра, Федора Конюхова. При буквально гробовом молчании его родного народа. Им покорены два полюса, пройдены три одиночные кругосветки. Покорен Эверест. Наконец, одиночное плавание на лодке через Атлантику. Видели ли вы его хотя бы раз рядом с властью? Около ордынского теннисиста Ельцина или горнолыжника из Питера. Никогда. Видели ли вы Конюхова рядом с Патриархом? Нет. Зато всех троих мы видим среди эстрадной мути и безбожных дрыганий этнических кастратов сцены. Даже белый клобук Патриарха светится на концертах и банкетах. Можете ли вы представить Папу римского на эстрадном концерте среди провинциально-местечковых артистов?
Потому мы и докатились до жизни такой.
Уже сто лет одинокие гребцы пересекают на лодках мировой океан. Все они стали в своих странах национальными героями. Лидируют англичане. Они дали за столетие двадцать океанских гребцов. Среди них и покорители двух океанов – Атлантического и Тихого. Из двадцати пятеро погибли. Иные удостоены рыцарского достоинства, как сэр Чэй Блайт. Есть среди них и прекрасные женщины, не чета тем, что с тупым, насупленным видом плебеек, путаясь в худосочных мослах, шествуют по подиумам. Среди двоек на веслах и братья, и супружеские пары оглашают триумфальным криком океан.
Федор Конюхов, как и его тезка, святой адмирал Ушаков – чистые дети Исапостола и Помазанника Петра I. Федор Конюхов делает великое национальное дело Петра – возвращает народу океаническое сознание, раздавленное ворами. Кто знает о великих русских гребцах Евгении Смургисе и его сыне Александре, разрушавших энкэвэдэшно-ордынское сознание потребителей импорта? Тридцать лет назад страшно было и подумать об океанских или парусных переходах. Пограничники даже с крымских пляжей гнали тогда по ночам людей. Отец и сын Смургисы (нет худа без добра!) стали осваивать на веслах родные реки и полярные моря. Их лодку видели в Тикси, в устье Лены и на острове Диксон. Они прошли на веслах северным морским путем. Смургисы совершили кругосветку на веслах полярными морями – прошли Карским и Баренцевым морями из Диксона до Мурманска, точнее до Романова-на-Мурмане, как назывался этот город в честь своего основателя, святого императора Николая II. Переход отца и сына Смургисов на веслах из Мурманска в Лондон можно назвать неслыханным доселе триумфальным криком.
Отец и сын Смургисы – великие мореходы и истинно русские моряки. Они делают то, что не делает сама власть уже 85 лет, с февраля 1917 года, как не стало на Святой Руси русской власти. Священная обязанность власти на Руси (потому и был послан в мир Помазанник Петр) вернуть, укреплять и развивать океаническое предназначение русского народа. И это сверх того, что, как мы видели выше, главное назначение власти - проводить границы, отделять свое от чужого, добро от зла, священное от мирского, здоровое от больного. Отец и сын Смургисы воплощают заветную мечту Царя-адмирала Петра – донести до каждого русского гражданина идею, что оттолкнувшись от берега родной, пусть самой маленькой речки, – ты попадешь в мировой океан.
В этом и глубинно-национальное предназначение Общероссийского движения поддержки флота, которое лично обязан Президент реорганизовать в «Морской Союз России» и возглавить его.
«Великий Петр наш жив!» - говорил Суворов. На трагическом переломе лет моряки Кронштадта, чтобы спасти Россию от анархии, требовали «морской диктатуры» - как единственно честной и твердой власти. Не даром последним верховным и подлинным правителем Руси провиденциально станет моряк – адмирал Колчак. Итак, мы не только обязаны восстановить Министерство Военно-морского Флота, но и поддержать Флот мощным общенародным движением.
Отмечая трехсотлетие Санкт-Петербурга, никто не задался вопросом, почему Достоевский назвал Петербург «самым мистическим городом на земле». Святая Русь – это морская Русь. Только морская столица может быть столицей всей России. Только морская власть может быть подлинно народной властью в России.
Сильнейший на море всегда побьет сильнейшего на суше.
Кавад РАШ
|