|
Валентин Сорокин:
"Лишая человека гордости за его народ, мы совершаем ужасную ошибку"
Поэт Валентин Сорокин - честный поэт. Ни разу не посрамил он своего дара и призвания, ни разу не предал русскую долю и русскую волю. Потому и говорит о нем Юрий Бондарев: "Валентин Сорокин - выдающийся поэт России!"
С создателем эпических поэм "Евпатий Коловрат", "Дмитрий Донской", "Бессмертный маршал" (о Георгии Жукове) мы беседуем в стенах Литературного института им. А.М. Горького, проректором которого он является.
- Тема, которой мы коснемся, одна из печальных тем среди творческих людей, да и среди народа. Как мы говорим: "простого народа". А простого народа нет. Есть народ или сильный, или слабый, есть народ счастливый или несчастный. Я свой народ в этом времени отношу к несчастным. И ещё народом, который опутан различными претензиями к нему и даже распрями. Надо быть слепым или лживым - я откровенно очень говорю - слепым или лживым, чтобы считать, что того, о чем я сейчас сказал, не существует.
На протяжении всей истории СССР авторитет русского народа, с одной стороны, вроде бы оберегался, а с другой стороны - речь всё время шла о так называемом русском шовинизме. Десятки миллионов погибших, в основном это русские люди, в счет не принимались. Ну их ведь уже на обзовешь шовинистами! Те, что лежат под обелисками до Берлина, до Китая, до Кореи, до Вьетнама - где мы только не воевали и где только нет русских могил!
И сейчас почти в каждой республике есть надежда и самонадеянность на самодостаточность: вот, у нас имеются запасы нефти, у нас - золото и алмазы, у нас лес еще не весь вырубили - мы проживем в одиночестве. И русский народ, конечно, проживет. СНГ отвалилось - Россия осталась... Но сколько там, за рубежами, русских оказалось и в каком они положении?! У нас даже комитета на правительственном уровне нет, который бы занимался горем русских людей, живущих теперь в других странах. А я, между прочим, каждый день получаю звонки или в неделю раз обязательно встречаюсь с людьми - то бабушка приведет внуков, то мать приведет сынка своего или дочку - они не могут прописаться. Только под Сергиевым Посадом можно найти сотни русских людей, которых гонит наша родная милиция. А им надо есть, им надо детей учить, устраивать их в школу. Даже на моей улице, в деревне под Лаврой, я знаю семью, где одна женщина устроилась то ли уборщицей, то ли машины она моет, чтобы кормить трех мужиков - совестливых, физически сильных. Но их не берут на работу - они приехали из Казахстана. Вот чем окончилась борьба с русским шовинизмом, поднятие целинных земель и уничтожение Нечерноземья под видом его спасения. Вот результат!
Все эти споры вокруг русского народа, все эти недоверия, специально вызываемые к русскому народу, очень оразноличили нашу Родину. И происходит - по моему твердому убеждению - очень быстрая, очень сконцентрированная, очень целенаправленная, стратегически очень выверенная замена русского народа на русскоязычных. Приходят русскоязычные народы. Особенно это видно в индустриальных городах и в городах столичного ранга, таких, как Москва, Петербург, Нижний Новгород, Краснодар, Владивосток и так далее. Посмотрите, кто у нас имеет деньги, кто владеет рынками, кто скупает дорогие квартиры, кто располагает возможностью гасить квартплату после последних повышений?! Москва об этом молчит, правительство молчит, пресса молчит, милиция молчит. Более того, если кто очень быстро прописывается - из Азербайджана приехал ли южный гость, или из Грузии, то не без взятки же?.. Это говорит о чести мундира нашего МВД.
Но как же нам всё-таки скрепить людей? Всё равно в народе - в любом - маленьком ли, большом - честных больше, братских народов - больше и негодяев не так уж и много в любом народе. Конечно, негодяй негодяю всегда протянет руку, а честный - постыдится, постесняется, или что-то помешает ему... Но вот я вспоминаю, когда выходила книга - Анатолия Иванова, русского писателя, скажем, 500 тысяч тираж, или Ивана Акулова - 10 миллионов тираж - в "Роман-газете", то почти каждая школа в СССР и каждый читающий дом получали эту книгу. К чему же призывали наши писатели? К добру, к взаимоуважению, к братству, к государственному отношению к земле. Или Мустай Карим издавался - те же тиражи. Или Николай Дамдинов, бурят, Сафрон Данилов, Семен Данилов, якуты. Это были очень известные прозаики, и в своё время они держали уровень - уровень обязанностей перед государством, перед народами, среди которых ты живешь, перед державой, которую строили отцы твои, деды. А сейчас - всё разбито, книготорги приватизированы, путь книги растоптан, смят, и там даже трава не растет!..
И чем мы заменяем огромный котлован пустоты? Роман с названием: "Я забыла тебе отдаться, Вася!". Конечно, такую книгу возьмут - не одна же она забыла отдаться! Но что принесет такая книга?! Или Земфира на сцену выходит и поет: "Я прибежала к тебе, хотела "лечь на тебя", а ты меня не полюбила!" А в русской классике даже измена красива: "Кто-то завтра, милый мой, на груди моей развяжет узел, стянутый тобой!.." Тоска какая по любимому!.. Если даже женщина изменит - трагическая красота какая! Виноватость какая! А мы же сейчас ведем себя на сцене и в литературе точно так же, как мы рассекали мечами державу. Мы просто разваливаем душу человека! Что ожидать от такого государства?! И какой дружбы народов мы можем ждать?!
- Настоящий писатель всегда чутко отслеживает народную жизнь, всматривается в неё. Что Вы можете сказать о сегодняшнем дне?
- Когда у народа отбирается, вышибается из рук труд, или когда у народа, у человека труд становится обесцененным, то через два-три года этот человек может просто наплевать на бывший свой труд и бывшую свою любовь к труду. Он может на прокорм, чтобы прокормить себя, даже уже какими-то лживыми методами добывать. Народ может не только разлюбить свой труд, он может даже оравнодушиться, часть какая-то народа оравнодушится... Возьмите Льва Толстого, Бунина, Достоевского, а уж о Лескове и говорить нечего, Шолохова, Леонова и посмотрите - мастер, руки его заботливые, которые картошку выращивают, пшеницу, руки, которые Буренку доят, как они воспеты, боже мой! Даже в поэзии - ведь наравне с любимой женщиной труд у нас воспевался. Слово-то какое - грубое - "труд", как "табак", допустим, а посмотрите, какая ласка в нём! Государство на этом держалось! Мать какая трудолюбивая, морщины какие её трудолюбивые! Труд и молитва! Это равное дело: молиться и трудиться. Мы же всё это настолько оплевали... И поколение у нас идет не только безнравственное, не только равнодушное, оно физически идет ущербленное, понимаете?! Ведь книга пропагандировала не просто: ах, Петя, тебе 16 лет, ты делай физзарядку или ходи на лыжах, спортом занимайся. Такой дури не было! А в книге пропагандировалась аккуратность великая во всём: от того, как я обращаюсь к матери и до того, как я вскакиваю на коня, от того, как я ухожу на фронт, и до того, как я иду в атаку, чтобы не убили мою Родину - не отобрали у меня, понимаете!.. А как же я могу быть неспортивным?!.. Это само собой разумелось! А сейчас я могу привести сотни ребятишек спившихся, которым нет еще 14 лет. И девчонок. Они уже опухли от этого пива. Я не знаю, когда наша реклама и рекламирующие негодяи, алкоголь прививающие нашему народу, хоть один из них опился бы и на экране лопнул. Как бы я радовался!.. Я бы даже прожил лишние годы.
Мы, отобрав книгу, отобрали у наших ребятишек ответственность. Помню, "Мартина Идена" Джека Лондона я прочитал совсем мальчишкой. Я два года был под впечатлением, а к 17 годам я был взрослым от этой книги! От того, как шел человек к призванию, как он море любил, как невесту свою любил!.. Красота какая, понимаете?!.. А когда я дорвался до Льва Толстого и других русских классиков, меня вообще было уже невозможно переделать! Но ведь таких-то миллионы! А мы им что суем? Выходит на сцену актриса, самоуверенней, чем вице-премьер Матвиенко, и поёт - держит рядом свою дочку, ей на вид лет 14 лет, хлопает её по шее и кричит: мы с тобой женщины, я знаю, что ты вчера стала женщиной! У нас в семье две женщины! Ну тогда уж надо доводить дело до конца и микропубличный дом организовать!..
С нашим народом идет великая борьба, глухонемая борьба. Какой ТВ-канал не включишь - одно и то же, одно и то же - а когда начинаешь суммировать и анализировать, то всё это не наше, русскому народу это всё, как укус гадюки в его душу, и тогда думаешь: Боже мой, какие же мы предатели, какие же мы мерзавцы! Какие же мы изменники и как же мы виноваты перед крестами, перед обелисками, перед всей землей русской, где каждый колос уже криком кричит нам: не-го-дяи!..
Единственное, что в этом горе меня иногда охлаждает, это мои думы. Я думаю: вы, отобравшие у нашего народа всё, вы, копавшие своими кровавыми руками под отремонтированные ботинки тети Матрены, чтобы землю вырыть из-под её ног и увести, отобрать; вы заплатите ужасной карой! Потому что когда-то ваши дети очнутся, а вокруг вашего дома в школах, на грядках, везде, куда вы ни ступите и везде, куда ни ступит ваш ребенок, не будет уже ни одного русского слова звенеть и православного лица вы не найдете... Потому что Бог карает не только преступника, но и тяжело карает его детей, внуков и правнуков. Вы это запомните, это придет, если с русским народом вы так кроваво и так жестоко прощаетесь!..
- В Ваших словах звучит такая боль...
- Менделеев, Ломоносов - я хотел сказать - патриоты - и раздумал, потому что теперь патриот - это тоже шовинист. Фашист. Патриот - это расист, ну, в общем, каждый русский - это Гитлер. Во как мерзавцы пытаются нас опозорить и пытаются раздавить нашу любовь к Родине! А эти великие русские патриоты так свободно говорили! Ломоносов размышлял: мы такая огромная ширь имперская, что можем целые народы расселять по Сибири и Дальнему Востоку. Что нас будет минимум 500-600 миллионов к 2000 году. Я думаю, что, если честно посчитать, 100 миллионов русских в России уже нет.
И вот посмотрите, как мы извертелись все перед матерью своей, перед дедами, бабушками, прадедами, лежащими в могиле. Мы раскидали народ. Подарили мы 35 миллионов, рассеяли их по миру, а говорим 25. А я считать тоже умею и не только я, у меня есть друзья-ученые, которые этим ежедневно занимаются. Мы знаем имена тех, кто погребает русский народ. И они безвестными, эти "герои", не останутся. Не я один, нас тоже, может быть, тысячи и тысячи плачет, видя, как умирают русские. А ведь можно было нашим властям обратиться к невесте, к сестре, к любимой, к жене, к женщинам, обратиться к каждой семье русской, что, несмотря на эту нищету, вы как-то соблюдайте ну хотя бы заповеди Христа и не думайте, что вы призваны только сами себя блюсти и всё!.. Мы должны оставить поколение, продолжение рода, ведь цель человека - не в том, чтобы на себе замкнуть жизнь, убить жизнь!.. Жизнь же дает Вселенная, природа дает жизнь; Бог дает и следит за этой жизнью. Ты не имеешь права, если ты здоровый человек, физически надежный человек, ты просто не имеешь права замкнуть только на себе свою жизнь!.. Она же не твоя, она принадлежит тому голосу, что ты в душе несешь! Но у нас этого нет.
Я вот смотрю на многих сенаторов и депутатов, конечно, многих я уважаю, а вот к другим я бы подошел и очень громко постучал бы по их лбу. И сказал бы: "Дядь! Когда ты начнешь о чем-нибудь печалиться?! Или ты никогда не начнешь?" И у меня такое ощущение, что тогда робот чугунный мне медноголосо и торжественно ответил бы: "Ни-ког-да!"
- Каковы, на Ваш взгляд, причины трагедии русских в ХХ веке?
- Если бы не этот лживый, базарный, самовлюбленный, ограниченный, хитрый, жестокий интернационализм, мы бы выжили, и русский народ был бы сильным физически. И большим. Почему вот, например, не говорить: как хорошо - татарин ко мне приехал, красивый, язык у него какой!.. Ну ведь Муса Джалиль не мог же быть не татарином - сильный, красивый, только татарин может быть таким звенящим, летящим таким!.. Разве это плохо? А у нас встает политик в ранге министра, премьера, президента: мы выбираем не по национальному признаку!.. А по какому ты выбираешь?!.. Почему ты не говоришь, что национальность - это величайшее достоинство! Неужели все народы, если бы их какой-нибудь волшебник уместил под могучей, мокрой бородою Карла Маркса, неужели они были бы счастливы, как перед кашей дети?.. Неужели так?
Лишая человека гордости за его народ, за его историческое появление, мы совершаем ужасную ошибку. Или предательство. А ведь каждый человек - это историческое появление, национально-историческое; вот он вышел из башкир, он вышел из коми, он вышел из мордвы родной нашей синеглазой, русоволосой - какой красивый народ! Да ведь некрасивого народа нет! А мы так бьем его по щекам - то объявим националистом, то шовинистом, то фашистом красно-коричневым, и вот, представьте себе, мы формируем потом министра, формируем премьера, формируем вождя. Ничего у нас не получится, потому что человек, в котором измято чувство к своему народу, никогда не сможет распрямить это чувство в любви к другому народу! Никогда. Я например, точно знаю, если бы я не любил так свой народ, я бы так не переживал за другой наро д. Для меня, например, чеченская война - это пытка! Я с каждым погибшим солдатом как будто бы сам погибаю, и меня хоронят!.. А мерзавцы, развязавшие эту войну, ныне разглагольствуют: закрывать или не закрывать Ростовскую лабораторию, где опознают погибших?! И на этих убитых, на этих изнасилованных, на этих задушенных они строят свой авторитет!..
А я ведь многих из них слышал - Немцова-то с Гайдаром я слышал перед днем расстрела Дома Советов, я вот тут их слышал, недалеко от института, они с машин призывали расстреливать людей Как же мы будем беречь народ, если вот такие нами будут править?! Для меня сейчас - встретить русского человека или татарина, любой национальности человека, осознающего это и не боящегося говорить об этом, - величайшая радость.
Если мы будем воспитывать людей так безответственно, как сейчас, то в грядущем мы не получим строителей державы. И вождя мы не получим. И полководца не получим. И поэта мы не получим. Пушкина мы не получим. Ведь это десятилетие расшатало даже умудренных людей, имеющих свое отношение к жизни, сформированное опытом. Вот, скажем, история Крыма. История Крыма - это, в сущности, многовековая история России. История сращивания славянства Украины, Белоруссии и России. И вокруг этого - сращивание мусульманского братства. Крымские, кавказские, поволжские мусульмане - героические участники битвы за империю, за Россию, за выход к морям.
И вот мы отдали Крым. А почему? Потому что мы - старший брат, надо отдать новому государству, Украине. А почему младший брат не может сделать подарок старшему брату? Ну купи ты ему рубаху, ну к Пасхе кулич ему испеки! Ну, обрадуй же - старший! Старший всегда больше переживет - и бед, и горя, и любви к тебе. Но нет, наш лидер, дорогой мой Зюганов, он почти, как Александр Матросов, шел на амбразуру; только тот шел за Родину умирать, а этот шел Крым предавать. Или Светлана Горячева, гордость моя. Я её слушал в дни октябрьского расстрела 1993 года, когда она зачитывала список - сколько дивизий и армий поддерживают их. Но оказалось, что, кроме её самой, никто её так и не поддержал. Может быть, Руцкой хотел, но провалился. Начал выть: заберите его в американское посольство. Отвага! Так что даже среди них Саша Матросов, любовь нашего народа, до сих пор он один. Я представляю, как тяжело ему глядеть на этих людей, отдающих наши территории. А почему бы не обратиться нашей компартии российской, КПРФ, к народу; почему бы Думе не обратиться с референдумом, с вопросом: как думает по этому поводу народ? Ведь опять отдали не только землю, но и русский народ подарили. Посмотрите: дарить-то дарить, но мы посеяли страшные распри по всему фронту СНГ! Мало того, что мы поставили русский народ в ужасные условия, в нищету, в бесправие, мы подарили тем республикам ещё многовековые ссоры, даже детям их подарили!
Зюганов, Селезнев, Горячева - и разве только эти люди, которые сейчас пытаются нас учить уму-разуму, а ведь они-то Крым передали! Втихаря. Это всё равно, что Селезнёв вылез бы из машины, сунул таксисту вместо пяти рублей десятку и не расстроился, ушел. А ведь эту "щедрость" осудить надо! Растранжирили Родину нашу! И я начинаю думать: что же произошло? Как с 17-го года понеслось - так и остановиться не можем.
Еще встанет вопрос о том, почему Верховный Совет России проголосовал за выход России из СССР. Не мы, так наши дети, поставят вопрос.
- Валентин Васильевич, Вам присудили премию общественно-патриотического движения "Танкоград". В числе других лауреатов президент России Владимир Путин и челябинский композитор Олег Кульдяев. Как вы оцениваете этот факт?
- Идет перегруппировка не только сил, но и совести, и я надеюсь, что это общественно-патриотическое движение не будет таким однобоким, его лидеры не будут взрывать храмы!
"Танкоград" присудил премию президенту, композитору, поэту. Этот факт я просто не имею права персонально комментировать. Но вот что я хотел бы сказать. В преамбуле, в аттестации каждого лауреата сказано, что премия присуждена за "любовь, верность и деятельность во имя России". Я буду очень рад, если это так. Потому что в самом себе я не колеблюсь, и для меня Россия - это до самой смерти моей четкий, точный ход к кресту моей матери. К молодости матери моей, к красоте матери моей. Это я иду на свет русский, во имя России. Но вот упаду - упаду. Но я не упаду, а приду! Это для меня. Но если и для других лауреатов так же - я счастлив.
Беседу вела Лидия СЫЧЕВА
|