|
Виктор АЛКСНИС, депутат Государственной Думы, заместитель Председателя Партии Национального Возрождения "Народная воля":
"Надо давать отпор врагам России, и тогда нас будут уважать"
- Виктор Имантович, весенне-летняя сессия Государственной Думы завершилась. Как вы оцениваете ее итоги? Что хорошего Дума сделала для нашего народа, для России и чего она не сделала?
- Я бы вообще не ставил так вопрос, поскольку эта Государственная Дума не способна сделать что-то позитивное, вообще не способна на что-то хорошее. Сегодня она является отделом голосования администрации президента и правительства. Это машина, которая механически штампует внесенные ими законы. Настоящей законотворческой работы не ведется. Когда законы "пекутся", как блины, проходят даже чисто технические ошибки. Анекдоту подобно, что Земельный кодекс в Совет Федерации отправили без целой главы. Но чему удивляться? Ведь идет настоящая гонка: к такому-то числу надо принять этот закон, а к следующему - другой, невзирая на то, что закон может определить судьбу страны на многие годы. Вот и штампуются один за другим законы о приватизации естественных монополий, определяющие судьбу отраслей промышленности и всей экономики, законы, действительно касающиеся каждого гражданина России. Поэтому сессия, в целом Государственная Дума и ее депутаты оставляют тяжелое впечатление.
Когда я вижу некоторых депутатов из так называемого центристского большинства, их самодовольные физиономии, на которых написано, как они счастливы и просто упиваются тем, что могут нажать любую кнопку и любое решение будет принято, я думаю: "Чему ты радуешься? Если бы это была твоя воля, но ведь ты всего лишь винтик в этой машине, кнопочка, и не ты определяешь судьбу закона, а те, кто тобой управляет". Никакой идеологии у центристского большинства нет. Это действительно просто винтики, исполнители, которые сегодня голосуют за приватизацию железных дорог, а завтра, если им скажут, проголосуют за национализацию железных дорог. Но так нормальная политическая фракция работать не может.
Парламент - это столкновение идей, столкновение мнений, это тот фильтр, который убирает глупости из законов, представленных к первому чтению. У нас этого нет, у нас парламент ликвидирован как структура, предназначенная для законотворчества, он превращен в машину для штамповки законов.
- Но парламент - это еще и важный элемент системы сдержек и противовесов президенту и правительству…
- Совершенно верно. Вспомните, сколько ядовитых стрел было выпущено в советскую систему, где все якобы принималось под диктовку партийных органов. Ну, ладно, мы согласились с этим, хотя в советской системе было много позитивного, и перешли на систему разделения властей. Ну и где сегодня это разделение, где эти "сдержки" и "противовесы"? Их нет. Президентская власть все ликвидировала, все подмяла под себя и сегодня счастлива и довольна. Но если деятельность Советской власти была направлена на реальное повышение благосостояния людей, на защиту интересов страны и большинства населения, то эта Государственная Дума обслуживает интересы кучки олигархов.
Сегодня рентабельность нефтегазового комплекса России составляет 55-60 процентов, а автомобильной промышленности - 3 процента. Какой разрыв! Но не потому, что добывать нефть и газ намного выгоднее, чем производить автомобили. А дело в том, что нынешняя Госдума приняла такие налоговые законы, которые сделали вот это соотношение, эту "вилку". А когда страна садится на нефтегазовую "иглу" и ее экономика зависит от колебаний цен на мировом рынке, то все может кончиться очень плохо.
И сегодня в России действительно идет деиндустриализация и деинтеллектуализация. Мы теряем мозги, мы теряем квалифицированную рабочую силу, мы теряем высокие технологии, потому что все это кому-то невыгодно сегодня. Есть кучка людей, которым выгодны только нефть и газ, и ради этого они будут штамповать законы, которые им нужны, и продолжать эту безумную политику.
Представьте, в четверг, 27 июня, проголосовали за реформу железнодорожного транспорта. Но примечательный факт: министр путей сообщений Г.Фадеев, опытнейший железнодорожник, докладывать реформу на трибуну Госдумы не вышел. Казалось бы, ты капитан корабля, и раз уж принимается решение реформировать отрасль коренным образом, - выйди на трибуну и, используя свой авторитет, постарайся убедить депутатов в необходимости реформы. Но он вместо себя посылает своего заместителя. Да, эта молодая женщина образованна, владеет ситуацией, но почему министр не вышел сам? А я думаю, потому, что министр Фадеев прекрасно понимает всю опасность для железнодорожной отрасли, для страны, наконец, предлагаемой реформы.
- А в чем она заключается, эта реформа?
- Речь идет о приватизации железных дорог. Это значит, что теперь некий субъект может купить себе железнодорожный мост или станцию, будку, стрелку или кусок стального пути. Если его не устроит отчисляемый ему процент платы за проезд, он опускает шлагбаум, и ваш поезд останавливается посреди дороги, потому что не урегулирован спор с хозяином моста или куска дороги. Ну, кто придумал этот бред?! Ведь даже в царской России железные дороги были государственными. Сторонники реформы говорят: "Есть опыт других стран, вот в Великобритании дороги то приватизируют, то национализируют, и все нормально". Но значение железных дорог для такой гигантской страны, как Россия, и для относительно небольшого острова, как Великобритания, несопоставимо. Англичане, конечно, могут позволить себе такие эксперименты. В России же роль железных дорог совершенно другая - это кровеносная система экономики, и вот ее-то сегодня и пытаются порушить путем приватизации предприятий и объектов.
Выступая на заседании Госдумы по реформе МПС я сказал: "Пятнадцать лет назад наша страна имела один из крупнейших в мире морских флотов, который выполнял гигантский объем грузоперевозок - многие миллионы тонн грузов он доставлял из страны в разные точки земного шара и оттуда - к нам, в страну. Но пришли "реформаторы", сказали, что эта система не эффективна, нужно все приватизировать, ввести элемент конкуренции, тогда появятся деньги, чтобы новые корабли покупать и развивать флот. В результате, взяли и разгромили Балтийское пароходство, Тихоокеанское и другие, часть кораблей продали, часть отдали в оффшорные зоны под другие флаги и докатились до того, что сегодня нечем спасать терпящий бедствие во льдах Антарктиды корабль "Магдалена" с российскими полярниками на борту".
- Средства массовой информации сообщали, что некоторые страны запросили за спасение "Магдалены" круглую сумму. А ведь в первые десятилетия Советской власти именно наша страна без всякой оплаты спасала экспедицию Нобеля, тогда же были спасены люди с затертого во льдах Северного Ледовитого океана нашего теплохода "Челюскин". Тогда, еще не совсем оправившаяся после первой мировой и гражданской войн страна могла спасать и своих, и чужих людей. Сегодня это стало трудно разрешимой проблемой.
- К сожалению, это так. Морской флот мы угробили. У нас была крупнейшая в мире авиакомпания Аэрофлот, которая худо-бедно, но обеспечивала все потребности страны в авиационных перевозках.
Даже студент мог позволить себе слетать на каникулах не только из Москвы в Ленинград - практически в любую точку страны. Но пришли "реформаторы" и сказали, что это плохо, Аэрофлот не эффективен, необходимо вводить элемент конкуренции, а для этого создавать множество новых авиакомпаний. Что и было сделано. Раздали технику, ну и что? Где наша российская авиация? Сегодня поездки воздушным транспортом стали недоступны большинству населения страны. 90 процентам людей авиабилеты не по карману. Тогда как при наших огромных расстояниях самолет был не роскошью, а действительно средством передвижения. Чуть ли не еженедельно падают самолеты, потому что техника изнашивается, а новых поступлений нет.
"Господин министр, а вы не боитесь, что, если мы примем закон, который предлагаете вы и правительство, то железные дороги постигнет та же участь, и лет через пять-десять железнодорожный транспорт окажется в таком же состоянии, как авиация и морской флот?", - спросил я министра путей сообщений Фадеева на заседании депутатской группы "Регионы России". Он попытался отделаться общими фразами. Такой же вопрос я задал на пленарном заседании содокладчику от Госдумы депутату от фракции "Единство" В.М.Предыбайлову - бывшему начальнику Северной железной дороги, человеку очень опытному, заслуженному железнодорожнику. Но в ответ - лишь куча слов. Я понял: гарантий, что все будет нормально, он тоже не мог дать. Грамотные люди понимают: приватизация - это конец железных дорог России.
- То есть это еще один удар по нашей отечественной экономике?
- Осенью, когда реализуется план расчленения единой энергосистемы страны, будет нанесен последний. В свое время было "десять сталинских ударов", которыми мы гордимся и которые действительно позволили победить в Великой Отечественной войне. А сегодня один за другим наносятся удары с другим смыслом - уничтожить Россию как суверенное, независимое государство. И господин Чубайс на экономическом форуме в Санкт-Петербурге заявил примерно так: "Меня совершенно не интересует отношение ко мне народа, населения России. Для меня главное - выполнить свои задачи". Иными словами - уничтожить "этого монстра" - РАО "ЕЭС России", раздробить его, продать, желательно иностранным компаниям, чтобы поставить нашу стратегическую отрасль под контроль Запада, то есть набросить еще одну удавку на шею России.
- Кстати, совсем недавно Чубайс высказал предложение создать единую энергосистему России и Европы. Телевидением это было прокомментировано так, что Европа ничего от этого не выиграет. Просто поразительно: Европа будет получать российскую электроэнергию, а наша страна останется фактически без ничего, и замерзать тогда будет уже не только Приморье и Сибирь, но и Центральная часть России?
- Единственный позитивный момент во всем этом то, что даже этот состав Государственной Думы не рискнул взять на себя ответственность и сразу принять закон. Хотя центристские фракции постоянно говорят: "Чего время терять? Давайте голосовать!" Чтобы принять важнейший закон, выявить его слабые стороны, убрать все "огрехи", необходима парламентская дискуссия. Они в лучшем случае соглашаются: "Ну, хорошо, давайте по одному выступлению от фракции". Но потом голосуют за то, чтобы отменить даже выступления от фракций и поскорее проголосовать за весь законопроект. Вот так и проголосовали за уничтожение железных дорог России.
- А до единой энергосистемы еще не дошло?
- Слава Богу, что даже в этом центристском большинстве многие депутаты, особенно одномандатники, прекрасно понимают, чем это им грозит. Постоянные отключения электроэнергии стали уже чуть ли не нормой. Реализация закона приведет к росту цен на электроэнергию, и население не сможет платить за тепло и свет. Учитывая все это, даже они вынуждены были среагировать, и законопроект пока отложили на осень. Создана трехсторонняя согласительная комиссия, в которой одни сторонники Чубайса: правительство - за Чубайса, затем - сам Чубайс и лидер фракции "Единство" господин Пехтин. Эта комиссия - всего лишь игра на публику, чтобы потом сказать: "Вот видите, мы провели трехстороннюю комиссию, она поработала, все обсудила и пришла к выводу, что Чубайса нужно поддержать". Так что осенью законопроект будет принят, и это станет еще одним мощнейшим ударом по экономике России, ее народу.
- Что наиболее существенное удалось сделать в эту сессию депутату Алкснису?
- Самое главное, что к закону о гражданстве - а это очень гнусный, мерзкий закон, который отрезал от России 28 миллионов русских, - прошла моя поправка, которая так и называется "поправка Алксниса". Она решила проблему получения российского гражданства для тех бывших граждан СССР, которые не получили гражданства в новых государствах. Согласно поправке они имеют право на упрощенный порядок получения гражданства России. Не только русские, но вообще все бывшие граждане СССР. Это я считаю самым большим своим успехом, поскольку провести поправку было невероятно трудно. Вначале Комитет по госстроительству отклонил ее, я переделал, внес по новой, была очень жаркая дискуссия. Я бился до последнего против этого закона, и могу сказать, что моя достаточно жесткая позиция на заседании Государственной Думы заставила даже представителя президента Александра Котенкова, который является моим заклятым "другом", выступить в поддержку этой поправки.
Я доволен, что поправка Алксниса к закону о гражданстве принята. Правда, к сожалению, воспользоваться этой поправкой смогут всего несколько миллионов из 28-ми русских, оказавшихся за пределами России.
Чувство удовлетворения есть и потому, что в эту сессию внес проект постановления "Об обращении к президенту Российской Федерации В.В.Путину по поводу деятельности католической церкви на территории Российской Федерации". Смысл его такой. В феврале этого года Папа Римский объявил об учреждении на территории России епархий католической церкви, то есть практически признал Россию духовной пустыней. Это - несмотря на многовековую историю христианства на Руси! Ватикан планирует начать экспансию католицизма в Россию, не принимая во внимание протесты Русской Православной Церкви и общественности.
Формально запретить деятельность католической церкви на территории России нельзя: по Конституции у нас свобода вероисповедания. Хотя, президент Белоруссии подписал на прошлой неделе закон о свободе религиозных убеждений граждан Белоруссии, в котором определено, что Православная Церковь, при всем уважении к другим религиям, является на территории этой страны доминирующей, поскольку это исконная религия белорусского народа. Я в принципе ничего плохого не вижу в том, если бы и в России был принят такой закон, потому что 85 процентов населения России - это русские люди, и даже если они не ходят в храм и не носят крестов, все равно по своему мироощущению они считают себя православными людьми. И ничего плохого я не вижу в том, если бы какие-то преференции были отданы и Русской Православной Церкви.
Но если сделать этого нельзя, то надо хотя бы противостоять экспансии католицизма. Раз проводится агрессия, от нее нужно защищаться. Когда я поднял материалы, выяснилось, что уже свыше 50 лет католическая церковь не признает итогов второй мировой войны и до сих пор называет Южный Сахалин и Курилы "префектурой Карафуто". Это японское название до 1945 года проходит во всех официальных документах Ватикана и сегодня. Я это использовал. Во-первых, это противоречит закону о свободе совести, так как нельзя покушаться на территориальную целостность России, и закону о географических названиях. На основании этого Государственная Дума должна была обратиться к президенту с просьбой запретить регистрацию католических епархий. Пускай костелы будут, пусть священники проводят службы, но создание, фигурально говоря, обкомов и райкомов католической церкви - то есть административных структур, которые будут разворачивать свою далеко не дружественную деятельность по окатоличиванию России, должно быть запрещено.
Поднялся скандал. Госдума испугалась и не поддержала меня - для принятия заявления не хватило около сорока голосов. Но в результате этой деятельности епископ Восточно-Сибирский и префектуры Карафуто Ежи Мазур 19 апреля прилетел из Варшавы в Москву, а его в Шереметьево-2 встретили пограничники, посадили в самолет и отправили обратно в Польшу, ликвидировав все въездные визы. После этого со всех сайтов католической церкви в Интернете стало исчезать упоминание префектуры Карахута.
Я предложил такой выход из ситуации: пусть иерархи католической церкви извинятся перед нами за то, что не признавали итогов второй мировой войны и оскорбляли нашу историческую память, память тех 27 миллионов человек, что отдали свои жизни за разгром фашизма. А потом пусть заявят официально, что они признают суверенитет России над Южным Сахалином и Курильскими островами и после этого действуют, но епархий создавать нельзя. И хотя постановление не было принято, результаты, тем не менее, есть. Папа Римский написал письмо Путину по поводу Ежи Мазура: ну как же так, обидели хорошего человека, не пустили в Россию? Но, я надеюсь, и не пустят. И пусть это будет предостережением тем, кто думает, что с Россией можно творить все, что угодно.
- Видимо, не случайно, некоторые ваши предложения вызывают яростную критику за кордоном, например, заявление по поводу пакта Молотова-Риббентропа. В чем смысл вашей инициативы?
- Сейчас идет давление на Россию по всем направлениям, особенно в связи с ситуацией вокруг Калининградской области. И, к сожалению, позиция большинства моих коллег в Госдуме такова: "А что мы можем сделать? Они слишком сильны, а мы слишком слабы, поэтому нам приходится под давлением все время отступать". А я говорю, что и сегодня у России достаточно средств, аргументов, фактов и возможностей, чтобы нанести ответный удар. Мне возражают: "Ну, как можно нанести ответный удар?". Отвечаю: "Если тебя ударили по одной щеке, зачем же подставлять другую? Ответь, в конце концов, иначе с тобой считаться не будут. Я не требую посылать танки куда-то, но, ребята, давайте постоим за интересы России".
Вот сейчас выкручивают руки России в связи с Калининградской областью - Евросоюз надеется отрезать ее с помощью своеобразной блокады, и тогда она отпадет от России сама-собой и перейдет сначала под международный контроль, а потом ее отдадут Польше, Литве или Германии. Именно в этом заключаются смысл действий Евросоюза и всей аргументации по поводу шенгенских виз. А я считаю, в такой ситуации нужны нестандартные ходы. Пытаться их уговорить - бесполезно. Они ни к какой аргументации прислушиваться не станут, они будут Россию давить и додавливать. Но ведь речь идет о территории, где заложена настоящая бомба. Все считают, что там тишь, гладь и Божья благодать. А я хочу предложить: давайте напомним нашим западным партнерам, что там немало бомб и мин замедленного действия. А поскольку Евросоюз открыл этот ящик Пандоры, давайте достанем из него кое-что и покажем нашим западным партнерам, что все не так просто, как кажется, и с Россией лучше не шутить, потому что мы можем ответить.
А ответ предлагаю такой. Как известно, Литва занимает весьма неоднозначную позицию по поводу транзита из Калининградской области, но при этом активно выступает против пакта Молотова-Риббентропа и особенно против секретных протоколов к нему, клеймит позором "советских оккупантов", Советский Союз за "оккупацию", за "сговор с Гитлером" и прочее. Но при этом умалчивается, что Литва более 30 процентов своей территории получила именно благодаря этим секретным протоколам. Почему двойной стандарт? Вы осуждаете эти протоколы и в то же время не касаетесь тех приобретений, что вы получили по этим протоколам. Я предложил включить этот вопрос в повестку дня, чтобы оценить ситуацию и дать ей правовую оценку.
В свое время Съезд народных депутатов СССР под давлением "демократических сил" создал комиссию по оценке пакта Молотова-Риббентропа - под председательством Яковлева. Комиссия поработала, сделала выводы, было принято постановление, которое сегодня вызывает, мягко говоря, недоумение. Тогда Яковлев и К выполняли политический заказ, и постановление во многом способствовало разрушению Советского Союза. Но при принятии этого постановления оригиналы секретных протоколов отсутствовали. Горбачев заявил, что он их вообще никогда не видел, их нет, а есть только копии из западных архивов. Хотя на самом деле протоколы лежали у него в особой папке, и он их видел, читал и был в курсе дела. Но он вел себя, как всегда. Помните? "Проснулся утром, а танки в Вильнюсе. Что, откуда - я ничего не знаю, не слышал".
Так вот, в связи с тем, что в 1992 году оригиналы этих протоколов были "обнаружены", текст их был официально опубликован, а сами они сейчас хранятся в президентском архиве, мы можем уже на основе оригиналов дать современную оценку этим документам. И если на Съезде народных депутатов была дана политическая оценка, то сейчас надо дать им строго юридическое толкование.
Я подготовил текст постановления, в котором предлагается в связи с обнаружением подлинников секретных протоколов к пакту Молотова-Риббентропа принять к сведению оценку Съезда народных депутатов СССР. Дальше мы заявляем о том, что сам договор о ненападении полностью соответствовал нормам международного права и никаких претензий к нему нет. Но мы признаем несостоятельными и недействительными с момента подписания шесть секретных протоколов к этому пакту. И перечисляем их. Но при этом в постановлении указываем, что на основании этих секретных протоколов 10 октября 1939 года был подписан Договор между Советским Союзом и Литвой о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области, и Литва получила их.
Кроме того, в январе 1941 года Советский Союз подписал с Германией новый секретный протокол, по которому выкупил в районе Сувалкского выступа восемь тысяч квадратных километров за 35 миллионов немецких рейхсмарок. Выкупил и передал их Литовской ССР.
Но раз все это произведено на основании "недействительных" секретных протоколов, которые, как вы говорите, были подписаны с нарушением международного права, пусть будет так, мы принимаем ваши оценки. Хотя, между нами говоря, я считаю эти протоколы величайшим достижением советской внешней политики. Когда я сегодня читаю эти протоколы, меня охватывает гордость за И.В.Сталина, гордость за В.М.Молотова. В той тяжелейшей обстановке они смогли вернуть то, что Россия потеряла после распада Российской империи, вернуть исконные российские земли! Это было блистательное достижение. И хотя я сегодня формально как бы осуждаю эти протоколы и объявляю их недействительными, они представляются мне снарядом из прошлого, который предки послали нам для того, чтобы он сегодня ударил по врагам России. Это послание из 39-го года тех великих людей нам, чтобы мы могли использовать это оружие в своей борьбе.
Но раз на основании тех "преступныхх и недействительных", как считает Литва, протоколов, был произведен передел территории Польши, мы его отменяем. Мне сразу говорят: "Вы провоцируете передел территории!" Стоп! Где в этом документе написано, что Россия претендует на какие-то территории? Ничего подобного, мы просто возвращаем ситуацию к 1939 году. А дальше - разбирайтесь сами. Если завтра сейм Польской Республики примет резолюцию о том, что она на веки вечные отказывается от Сувалкского выступа, от Вильно и Виленского края, - ради Бога! Вопрос закрыт. Но у меня почему-то большие сомнения, что сейм Польши примет такую декларацию.
У поляков тоже есть историческая память, и они помнят, что когда-то эти земли входили в состав Польши. Конечно, меня можно обвинить в том, что я разжигаю территориальный спор между двумя ныне партнерами, однако ситуация действительно интересная. Польша - член НАТО, Литва стремится в НАТО. Какой будет позиция Польши при голосовании за вступление Литвы в НАТО, когда у нее, Польши, появится интерес к Вильно, Виленскому краю и Сувалкскому выступу? Я считаю, что политика "разделяй и властвуй" должна использоваться нашими дипломатами. У нас очень выгодная позиция. Мы ни на что не претендуем, мы просто извиняемся за то, что было сделано в 1939 году, и все возвращаем в исходное положение. Почему Литва имеет право заявить, что она восстанавливает независимость, существовавшую до 1940 года, а весь советский период она вычеркивает? Давайте и мы пойдем по этому пути. Мы тоже говорим: "Было плохо? Мы восстанавливаем справедливость, а дальше решайте сами". И пускай Польша разбирается с Литвой. Сразу возникает вопрос - а, может, Литву не брать в Евросоюз и в НАТО?
И что интересно: едва информация просочилась в печать, поднялся вой. В Литве - понятно. Выступил министр иностранных дел, в том числе и по моему адресу, все литовские политики воют. А польское руководство - молчит. В Страссбурге на прошлой неделе мое заявление (к нему присоединились депутаты А.Г.Чехоев и В.П.Никитин) активно обсуждалось в кулуарах Ассамблеи ПАСЕ, и в итоге было принято заявление активно подключиться к переговорам ЕС, чтобы учесть интересы России относительно Калининградской области.
Едва я 25 июня внес официально на Совет Госдумы текст постановления о заявлении по поводу пакта Молотова-Риббентропа, как уже на следующий день премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас выступил с официальным заявлением, что Литва не возражает против свободного безвизового транзита российских граждан из Калининградской области и обратно, но решать надо с Евросоюзом. Но уже то, что Литва "не возражает", кое о чем говорит. У меня много друзей-литовцев, и я помню поговорку: "Литовцы рисковать не любят". Они понимают, что рыльце у них в пушку, и поэтому такая позиция имеет место быть. Так что даже еще не принятое, не обсужденное постановление уже сыграло свою положительную роль.
- Но оно будет обсуждаться?
- Будет. Совет Государственной Думы принял решение вынести его на первые заседания осенней сессии, что очень правильно - сейчас политическое затишье. Текст проекта постановления уже вброшен в средства массовой информации, пусть его два месяца пообсуждают, пусть западные аналитики спрогнозируют возможные последствия от принятия этого заявления. По некоторым косвенным признакам я не исключаю того, что в Кремле решили использовать его как крайнее средство давления на Евросоюз. Если ЕС не пойдет на уступки, то хотелось бы надеяться, что Кремль даст команду центристскому большинству поддержать "наш ответ Чемберлену". А дальше - посмотрим.
Дальше у нас в запасе Мемель и Мемельский край, или Клайпеда и Клайпедский край. Там тоже очень благоприятные перспективы, чтобы решить проблемы транзита. Поскольку Мемель был передан в состав Литвы незаконно, просто Верховный Главнокомандующий Сталин в январе 1945 года передал освобожденный город Мемель под административное управление Литовской ССР, надо ставить вопрос о возвращении Клайпеды в состав Восточной Пруссии, то есть Калининградской области, которая сегодня принадлежит России. А мы, то есть СССР, построили в 70-е годы в Клайпеде знаменитую паромную переправу - между СССР и ГДР. Сейчас хотят строить новую переправу в Балтийске, а для этого надо куда-то перебазировать Балтийский флот, то есть проблем у России выше крыши. А тут - готовая переправа, которая не используется. К тому же построена на наши деньги, и не малые - два миллиарда долларов мы туда вложили. Давайте поставим вопрос о возвращении Клайпеды и прилегающих территорий России или хотя бы об объявлении Клайпеды вольным городом под контролем ОБСЕ, ООН - кого угодно. Но Россия должна получить свободный доступ к этой переправе. А поскольку отсюда до Калининградской области 70 километров, мы получаем свободный путь: паромная переправа - Санкт-Петербург - Клайпеда. Вопрос с транзитом решен, и нам не нужны все ваши наземные коридоры и прочее. Посмотрим, как будут вести себя наши партнеры, а я в принципе готов поставить этот вопрос.
Первое заявление - это только начало. А ведь по этим секретным протоколам встает вопрос о городе Львове, Западной Украине, о Бессарабии. То есть наши западные партнеры должны понимать, что если ящик Пандоры не закрыть с учетом интересов России, то это может обойтись им дороже. Пословица: "Не буди лиха, пока оно тихо" - в самый раз. Поэтому подождем до осени, а там будет видно.
Вот сейчас парламент Эстонии принял заявление об оккупации, где говорится, что Эстония была оккупирована Советским Союзом. Преступными объявляются организации КПСС, КГБ, значит, следует ждать судебных процессов над партийными работниками, сотрудниками КГБ и так далее. А я считаю, что нам надо не ждать, а наступать самим. Начав заниматься этим вопросом, я вспомнил о брошюре, которую мне когда-то на Съезде народных депутатов СССР презентовали эстонские депутаты. В ней собраны материалы, якобы доказывающие факт "оккупации" Эстонии в 1940 году. И когда я сегодня спокойно полистал, что же нам вменяется в виду, был немало удивлен. Например, среди грубых нарушений значится: "Нарушение закона о выборах и участие Красной Армии в выборах". Приводится пять "крупных нарушений". "Тюригский избирательный участок. К числу 2060 граждан, принявших участие в выборах, относятся 89 граждан, которые включены в список в ходе выборов и которые не входят в список граждан Тюри, имевших право голоса". Позвольте, что, эти 89 граждан были красноармейцы? Нет, это жители других населенных пунктов Эстонии. Даже в законе о выборах того сейма было сказано, что граждане одного округа могли по желанию голосовать в соседнем. И вот на подобных "доказательствах" построено все обвинение в "оккупации".
В разделе "Красная Армия во время выборов" сообщается "страшный факт", что такому-то участку по просьбе избирательной комиссии "была выделена автомашина Вооруженных Сил СССР, которую использовали для доставки граждан на голосование". И вот на основании такой туфты они утверждают, что Эстония была оккупирована и выборы проведены нечестно. Да дайте эти "факты" любой непредвзятой комиссии, и она их тут же отвергнет. Поэтому считаю, нам тоже надо покопаться в истории. Убежден, там для наших коллег с той стороны очень много неприятных вещей, и они помогут нам многое поставить на место.
Поэтому, чтобы действительно восстановить историческую справедливость, надо заниматься историей. А председатель Комитета Госдумы по международным делам господин Д.Рогозин говорит: "Ну, что копаться в этой истории? Ты бы еще Куликовскую битву взял!" Извините, господин Рогозин, это не Куликовская битва, это то, на основании чего в Литве, Латвии и Эстонии принимаются дискриминационные законы, ущемляющие права сотен тысяч людей. Давайте и мы будем предъявлять им свои контраргументы. У нас, кстати, больше аргументов и доводов, чтобы защитить свою позицию.
- С одной стороны, ущемляются права наших соотечественников, и мы должны защищать их, а с другой - мы не должны позволять, чтобы о Россию вытирали ноги. И тогда ее перестанут, наконец, унижать.
- Конечно! Надо ставить их на место, давать отпор любым инсинуациям. Тогда страну будут уважать.
- Что ж, успехов вам на всех фронтах вашей деятельности и борьбы. Спасибо за беседу!
Интервью вела Надежда ГАРИФУЛЛИНА
|