О русском крестьянстве XIX века:
Разложения - не было, было - динамичное развитие
Пытаясь оправдать современное вырождение сельского хозяйства реформаторы, как и большевики трактуют русскую жизнь XIX века с позиций вековой отсталости и лени русского крестьянства. Каким был на самом деле мир русской деревни?
"Правда истории - не в идеологических трактатах, а в бухгалтерских книгах"
(из запавшего в память)
В “разложении” что-то не так...
Напомню, анализируя "хозяйственную самостоятельность" русских крестьян по "рабочей скотине", Ленин в работе “Развитие капитализма в России” разделил их на 3 класса:
- "бедняки", - это есть "пролетарии";
- "кулаки", - это почти "буржуи";
- и "разлагающиеся середняки"
Однако, памятуя о неправде "идеологических трактатов" обратимся к "правде бухгалтерии" той же работы Ленина.
Во-первых. По "цифрам" Ленина оценим 6 групп 3-х "классов" по их экономической эффективности, таблица №1.
Как видите, доходы с 1 десятины максимальны -как раз у "середняков".
Именно "середняки" максимально обеспечивали свои расходы доходами от земледелия - на 76-78 %. Но, это же не могло быть, чтобы "середняки" одновременно, и "разорялись да разлагались", и давали бы максимальную отдачу "от земли"!!!
Кроме того, максимальная отдача от "1 работника" была в хозяйствах с 2-3 работниками. Так что не "лошади" определяли эффективность крестьянского хозяйства, а наличие в нем своих 2-3 работников.
Во-вторых. Работа Ленина содержит: число душ и своих работников в хозяйствах.
Известно, что более 40% населения России конца XIX века - это дети, а 7% - это старики.
Обобщим данные в таблицу 2.
Как видите, во всех крестьянских хозяйствах на 1 работника приходилось примерно по 4 "души". И, если сравнить число "душ" и число своих работников в крестьянских хозяйствах "кулаков", то пропадет желание называть их "буржуйскими".
Ничего себе "буржуй" с семьей в 13 - 15 "ртов"!?.. Их же всех надо кормить!..
В третьих. Известно, что в XIX веке численность русских крестьян увеличилась: с 36 млн. - в 1858г. до 63 млн. - к 1897 году. Так что крестьянский мир рос, вполне, - “как на дрожжах".
А разве мог быть рост "как на дрожжах" одновременно с "разложением"?!...
Так что, сухая ''бухгалтерия цифр" вполне ставит под сомнение суть идеологии "разложения русского крестьянства".
А что же было на самом деле?..
О крестьянской семье
Русский крестьянин был прежде всего христианином. Так что первичный ''кирпичик" из которых складывался русский крестьянский мир - это Семья, создаваемая по библейскому закону: "Каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа".
Смысл Семьи христианина - это рождение и воспитание детей. Но, чтобы новорожденные создали новые Семьи, на Русской равнине их надо было вскармливать и растить долгие два десятка лет.
Семья - это и был тот институт, где воспитывали русского Человека, нравы которого были чище, знания и навыки шире, чем у его родителей. Но Семья была и той крепостью, под защитой которой непрерывно вырастали новые поколения русских людей.
А защита была нужна, ибо Русская равнина - это не субтропический оазис, а суровое ничем неприкрытое поле.
Если численность крестьянского мира в XIX веке росла "как на дрожжах", удваиваясь за 2 поколения, то это возможно, если в семьях вырастало, - в среднем, по 5-7 детей. Ясно: почти наполовину - это были мальчики, наполовину - девочки.
Поэтому в русском мире на 1 "отца" возникало, в среднем, 3 семьи "сыновей".
Семья одного сына жила в семье отца. А два сына, выделяясь из хозяйства отца, создавали отдельные семьи.
"Бедняки" - это семьи сыновей, которые несколько лет назад выделились из хозяйства родителей. В них дети еще не доросли до возраста "работников". Ведь для этого нужно не менее 15 лет.
"Середняки" - это семьи более старших сыновей. В них росло уже 3-5 детей и из них подрос уже "сын-работник".
"Кулаки" - это семьи, где вместе жили семьи и "отца", и старшего "сына". В ней росла "орава" уже из 6-7 детей.
Свояковые связи
У многих наших соседей с Ближнего Востока после свадьбы молодая жена фактически порывает связи с кровными родичами и не роднит их с семьей мужа.
В Европе молодая семья стремится стать максимально независимой от родителей: и жениха и невесты.
В русском мире ситуация была принципиально иная. Родственники жениха и невесты становились "свояками", то естъ своими людьми друг для друга. На Руси молодая семья, выделившаяся из отцовского хозяйства, могла одинаково рассчитывать на помощь родителей - и по линии мужа, и по линии жены. И когда ей была нужна помощь, в два голоса следовало: "Тятя, помоги!" Оба отца могли и вместе - как "свояки", обсуждать и решать: "как лучше помочь своим детям".
Знаменитое и типично русское, "свои люди - сочтемся", значительно увеличивало жизнестойкость молодых русских семей, по Ленину - "бедняков", которые уже выделились в отдельное хозяйство, но еще не завели свой "рабочий скот".
Великий нравственный закон
А теперь вспомним поэта-крестьянина Спиридона Дрожжина:
Вышел внук на пашню к деду
В рубашонке, босиком,
Улыбнулся и промолвил:
"Здравствуй, дедушка Пахом!
Ты, я вижу, притомился,
Научи меня пахать,
Как зимой, в избе, бывало.
По складам учил читать!"
"Что ж, изволь, коли охота
И силенка есть в руках,
Поучися, будь помощник
Деду старому в трудах!"
Как видите, поэт-крестьянин описывает взаимоотношения "деды-внуки" вполне в духовно-радостном стиле.
"Улыбнулся... "Здравствуй, дедушка" - это отношение внука. И реакция деда - "изволь, коли, охота..." И это вполне понятно. Испокон веков воспитание детей на Руси - это было делом бабушек и дедушек.
Наши предки считали себя несчастными людьми, если у них было мало внуков. Находясь на смертном ложе, наши бабушки говаривали: "Жизнь я прожила не зря. Эвон у меня сколько внуков выросло". И лица их светились радостью. Поэтому жизнь русских крестьян состояла из трех периодов: "расту сам - ращу детей - воспитываю внуков".
При этом Православная Церковь столетиями внушала: "Чти родителей своих, обеспечение их старости - это твоя забота. Рожай и взращивай своих детей, воспитывай их так, чтобы было кому позаботиться и о твой старости". Понимание духовного закона: старость моя зависит от того, как я воспитаю своих детей на примере моего отношения к родителям, в этом одно из отличий Человека от двуногого животного. Именно, этот великий нравственный закон обеспечивал в крестьянском мире условия, по которым взращивать детей в русских семьях было духовно радостно.
Уникальность Руси
Русь географически обычно сравнивают с Канадой и Западной Европой. Конечно, у всех по 365-366 дней году. Но вегетационный период в Западной Европе на 100 дней длиннее, чем у нас. А для Канады океанские течения Куросио и Гольфстрим тоже очень сильно сокращают "мороз", удлиняя "тепло".
На Русской же равнине продолжительности "летнего тепла" и "зимнего мороза" -отличаются мало. Фактически на Руси они симметричны. В этом уникальная особенность русской жизни. Пословица: “готовь сани летом, а телегу зимой” - вполне характеризует эту уникальность русской "географии". Ведь русскому крестьянину для жизнедеятельности одинаково нужны были и "сани", и "телега".
А вот для крестьян Западной Европы и Канады "сани" - просто не нужны.
Что делать русскому зимой?..
Идеология "разложения" сказывается до сих пор и в том, что зимнюю жизнь русского мужика описывают так: "Лежал Ваня на печи, да жевал калачи". Но ведь, печь, как ни протопи, остынет за сутки. Так что весь "мороз" на печи не пролежишь, - заледенеешь. А насчет "калачей", так ведь, - чтоб их "жевать" - надо их еще купить!..
Вот как описывает зимние дела русских крестьян Сергей Максимов, который по долгу службы побывал практически во всех уголках европейской России XIX века: "К Покрову (1 октября по старому стилю) озими давно засеяны и яровые поля убраны, собственно крестьянские работы закончены. И солнышко давно закатилось, а в деревнях не до сна: играют огоньки, и спят только малые детишки... Чтобы зимой прожить всей семьей, - надо промышлять".
А вот как - автор "Толкового словаря" Владимир Даль: "Тысячи плотников, столяров, половщиков, каменщиков, штукатуров, печников, кровельщиков рассыпаются по всей России. Крестьяне деревень держатся промыслов... В селениях заведено, что молодой парень должен заработать... потом уже, уплатив за три-четыре года подушное, женится. Тут не найдете вы мужика-домоседа, который бы не видел свету..."
Для полноты картины откроем еще "Тарусскую летопись" А. Богоявленского: "Ткачи миткаля и бумажных материй работают большей частью в самом уезде у местных мастеров... в уезде более известны следующие промыслы: пильщиков, бочаров, штукатуров, работающих в столицах, торговцев хлебом, фруктами, калачами, мелочных торговцев,... Шляпники занимаются выделкой поярковых шляп. Второстепенные промыслы: извозничество, печники, плотники, тележники, пуговичники и сусальщики".
Как видите, любой русский крестьянин прекрасно понимал: чтобы его семья пережила длинные месяцы "мороза", для этого "зимой - надо промышлять..."
Две экономики крестьянина
Ленин, как сторонник западной философии полного отделения промышленности от земледелия, вопросом: что делать в русской деревне зимой?.. - не задавался. На основе концепции “разложения” он принял: промыслы "имеют отрицательное значение показывая разорение крестьянина..."
Конечно, на Западе, крестьяне могут, почти весь год, "специализироваться на земледелии". А жители городов - на переработке "продукции от земли".
Но, если бы на Русской равнине: одни люди занимались - только хлебопашеством, а другие - только его переработкой, то Русь за многие века просто бы погибла от холода и голода. По той причине, что "специалисты" сидели бы по полгода без дела. Пахарь - после Покрова дня, а мукомол - весну и лето.
Вот почему уникальность географии Русской равнины требовала, чтобы русские крестьяне в своей жизнедеятельности имели две экономки: летняя и зимняя.
Цель летней экономики - это обеспечение семьи продуктами "от земли".
Цель зимней - доходы "от промыслов". Раз "мороз сковал землю", то русскому крестьянину - "надо промышлять".
Бюджет крестьян обеспечивался доходами "от земледелия" лишь на 50-75%. Остальные 25-50% - "от промыслов".
Для большинства же "промыслов" лошадь не нужна. Не могут же все заниматься извозом!.. Как отметил Владимир Даль: крестьяне "тысячами ... рассыпаются по всей России". Поэтому-то молодые крестьяне, - по Ленину "бедняки" - не заводили "рабочий скот". Ведь зимой лошадь надо кормить.
Весной и осенью для обработки земли "бедняков" выручали "свояковые связи". Их отцы, - конечно же, помогали "своим детям".
Русский мужик - деловой человек
В советском кино мы видим былой русский мир "забитой и нищей братией". Это вполне объяснимо. Ведь идеология коммунизма требовала показывать в русском крестьянстве "разорение и разложением".
А что же было в жизни?..
Снова открываю С. Максимова. Сергей Васильевич основательно изучил "нищую братию". Читаю: "закон статистики, что в обыкновенное время 15 человек пропитывают одного нищего, а в неурожайные годы - один живет на счет десяти".
То есть из каждых 100 крестьян нищенствовали 7-10. Но ведь милостыню они получали не из гуманитарной помощи Германии и Америки - как сейчас. Милостыню эти 7-10% крестьян могли просить лишь у тех 90-93% крестьян, которые кормили свою семью платали подати Государю и могли позволить себе давать еще милостыню "нищей братии".
Нет! - не были все русские мужики забитыми рабами с пропитыми рожами. Старые фотографии показывают: осанистые и могучие фигуры, с гордым и ясным взглядом, уверенных в своем деле людей!..
Русский мужик к началу XX века был, прежде всего, деловой человек. Пусть дело его было небольшое, но это было его дело? Оно требовало понимания и земли, и погоды, и людей, и лошадей. Оно требовало Знания и земледелия, и ремесла. Оно требовало умения работать и плугом, и инструментом "промысла". Оно требовало своих решений и не допускало "отсебятины".
Ошибка русского мужика означала голод и холод для его детей. Любой просчет - или урожай погиб, или корова подохла, или лошадь пала, или промысел не дает дохода…
Русский мужик прекрасно понимал: чтобы жить - надо работать. Понимал по библейскому закону: "трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его".
Понимал и по закону "географии": на Руси одной работой ''в тепло" - год не проживешь, ''зимой - надо промышлять"!..
Вот почему "география" Руси лишала всякого смысла деление людей на ремесленников и земледельцев. И где бы не жил русский мужик, хоть в деревне, хоть в посаде города, уклад его жизни определяли две экономики - летняя и зимняя. Они требовали от него динамичности.
Поэтому-то Владимир Даль и писал: "...не найдете вы мужика-домоседа, который бы не видел свету..."
Так что, если по существу, то в XVIII и XIX веках в России не было никакого "разложения крестьянства", а был динамичный процесс развития крестьянства на основе двух и трехпоколенных семей.
Рост же русского мира "как на дрожжах" обеспечивало то, что дети в крестьянских семьях были не только духовно радостны, но и экономически выгодны. Ведь не "рабочая скотина" определяла эффективность крестьянского хозяйства, а наличие в нем 2-3 своих работников.
Венеамин БАШЛАЧЕВ
|