|
Патриоты по-березовски
Всю первую неделю октября главный ныне идеолог и организатор «реформ» в России Герман Греф совместно с министром энергетики Юсуфовым и всей верхушкой российских нефтяных компаний занимались самым актуальным вопросом – как нам обустроить Америку? – под руководством министра финансов США Дона Эванса.
Событие происходило на родине Буша в техасском городе Хьюстон, где присутствовал также ряд представителей американского нефтяного бизнеса. Эта встреча стала кульминацией кампании, идущей несколько месяцев. Кампанию начали высокопоставленные американские чиновники, вбросившие идею о замене на рынке США ближневосточной нефти нефтью российской. Участники саммита явно разделились на две группы: безудержные оптимисты и скептические пессимисты. В группе оптимистов объединились чиновники из США и России и российские олигархи, и перспективы, которые они рисовали, просто захватывали дух. Пессимистами были американские нефтяники.
Не будем касаться предложений оптимистов. На мой взгляд, это типичная маниловщина. А вот о доводах пессимистов немного нужно сказать.
Во-первых, американская нефтеперерабатывающая промышленность не может сейчас перерабатывать российскую нефть. Качество нашей нефти серьезно отличается от мексиканской, венесуэльской и ближневосточной, поэтому для работы с нашей нефтью потребуется серьезная и дорогостоящая реконструкция этой части перерабатывающих предприятий.
Во-вторых, наша нефть – высокосернистая, что добавит экологических проблем и, опять же, потребует дополнительных расходов и на очистные сооружения, и на налоги в США.
В-третьих, в России вообще не существует инфраструктуры, позволяющей принимать и загружать супертанкеры, а это сегодня единственный конкурентный способ доставки нефти в США, естественно в сколь-нибудь серьезных объемах.
Высказав все это, представители нефтяников Америки добавляли то, что мы слышим уже лет пятнадцать. В принципе, они, конечно, готовы вкладывать в Россию многие и многие миллиарды, если Россия снизит налоги.
Возникает вопрос, а в связи с чем такой ажиотаж? Может, в Америке предполагается резкий рост энергопотребления? Да ничего подобного. Соединенные Штаты сокращают реальное производство уже много лет, выводя его в Азию и Латинскую Америку, и этот процесс тормозить не собираются. Может, уже возник или в ближайшие годы возникнет дефицит нефти? Опять же нет. До этого момента еще лет 30-40 есть. Сейчас в США и районе Персидского залива законсервированы обустроенные месторождения не на одну сотню миллионов тонн годовой добычи.
Так в чем же дело? Ведь, «если звезды зажигаются, то это кому-нибудь нужно?» Интерес Соединенных Штатов очевиден. США, как крупный импортер, заинтересованы в снижении мировых цен на энергоносители и для достижения этой цели предпринимают масштабные и хорошо скоординированные действия по всему миру.
Важнейшие направления этих действий – не допустить согласованных решений нефтедобывающих стран по поддержанию высоких цен на мировом рынке. И в этом смысле сходка в Хьюстоне – это объявление Россией торговой войны ОПЕК (Организации экспортеров нефти). То есть даже если за всеми этими заявлениями никаких реальных действий не последует, все равно в отношения Россия-ОПЕК вбит хороший клин, затрудняющий сотрудничество. И этот клин продолжают углублять. На днях по телевидению с помпой показали загрузку в Мурманске нефти для США, при этом выдав небольшой, по меркам сегодняшнего дня, нефтевоз за супертанкер.
Второе важнейшее направление действий Соединенных Штатов – выведение на рынок максимального количества продавцов нефти. Таким образом решаются две задачи: ближняя (краткосрочная) и на отдаленный период.
В краткосрочном плане увеличивается конкуренция производителей, продавцов на рынке, и тем самым сбиваются цены. Долгосрочная, стратегическая цель – истощение мелких и средних месторождений нефти ко времени наступления нефтяного кризиса и сохранение оставшихся запасов в минимальном количестве районов Земли. Оптимальный вариант – Северная Америка и район Персидского залива. Эти районы можно будет удерживать под контролем, наиболее экономно расходуя силы и средства.
Во исполнение этих задач Америка активно способствует разработке месторождений Каспийского региона и Средней Азии. Оккупация Афганистана, в числе прочих, решала проблему строительства нефтегазопроводов, минуя Россию и Иран. Кстати сказать, стремление американцев избегать маршрутов транспортировки нефти по территории России говорит о том, что аналитики США не считают, что «рынок и демократия» победили в России надолго.
Поэтому, когда многие аналитики рассматривают идущую шумную кампанию по поставке нефти в США как чистую пропаганду, я думаю, они неправы. Американцы будут продолжать давить на Путина и российских нефтяных олигархов, чтобы они строили терминалы, а рычаги у американцев есть, но об этом немного ниже.
А вот покупать нефть у России в больших объемах Америка не будет! Как уже сказано, переход на переработку российской нефти потребует солидных расходов, и американские нефтепереработчики пойдут на это только в случае потери контроля над районом Персидского залива. Вероятность подобного читатели могут прикинуть сами.
Итак, настойчивость и проявление бурного оптимизма американскими министрами понятны и естественны, они отстаивают интересы США. А как с министрами из России?
Каковы интересы России как субъекта международных экономических отношений в вопросе экспорта нефти? По оценке авторитетных исследователей из Академии наук России (РАН) во главе с академиком РАН Львовым, запасов нефти в стране на 35 лет. Правда, с этими запасами вообще-то дело темное. С одной стороны, оценка проводилась на основе объема добычи 1990 г., а тогда добывали 510 млн.тонн в год, а добыча сейчас около 300 млн.тонн. С другой стороны, запасы оценены по данным разведки в советское время. А тогда размер премий геологоразведчикам зависел от объема запасов в месторождении. В результате, практика добычи показала, что объемы запасов во всех месторождениях завышены, причем в разы. То есть, сегодня просто невозможно, сколь-нибудь точно, оценить реальные запасы. Любопытный нюанс. В прошлом году правительство сделало данные по запасам нефти в недрах государственным секретом. Оцените прелесть ситуации: после того как в течение 10 лет полная информация о состоянии всех наших месторождений была доступна для иностранцев, сейчас ее закрыли. Вопрос, для кого закрыли, понятно, риторический.
Остановимся на запасах в 30-40 лет. Скорее всего, меньше, о чем и говорит запрет правительства. Но и 30 лет – это не тревожный гудок, это набат. Надо иметь в виду, что большая часть оставшихся запасов расположена на арктическом шельфе, северо-востоке Сибири и шельфе северных морей Дальнего Востока. Что стоит там добыча, можно оценить на примере газового месторождения на Ямале. 14 октября представитель «Газпрома» Виктор Резуненко, выступая на открытии Всероссийской недели нефти и газа, сообщил, что дешевый газ в стране практически выработан, а газ Ямала будет нерентабелен при цене ниже 75 долларов за 1 тысячу кубометров. Сейчас газ продается по 16,4 доллара за 1 тысячу кубометров. Всего же затраты на освоение месторождений Ямала только за двадцать лет составят 69 миллиардов долларов. Насколько это экономически привлекательно, вы можете понять, если учтете, что ни одна (!) западная компания не захотела участвовать в ямальском проекте. И еще одна цифра для ясности. Стоимость только одной (!) платформы для добычи нефти в Охотском море оказалась более миллиарда долларов!
Для обеспечения возможности (только возможности!) экспорта нефти в США Россия должна приступить к разработке месторождений со значительно более высокой себестоимостью добычи, чем на ныне существующих. При этом мы уже сегодня имеем самую высокую себестоимость в мире. Помимо этого, обустройство месторождений и создание инфраструктуры транспортировки к терминалам, которые тоже нужно построить, обойдутся в цифру, сопоставимую с ямальской. Возможную стоимость инфраструктуры доставки нефти к терминалам вы можете прикинуть, если учтете, что в Хьюстоне была выдвинута идея доставлять к Мурманску нефть с арктического шельфа танкерами ледокольного типа (которые тоже нужно построить).
Необходимо сказать, что олигархи из России прямо заявили о высокой стоимости проекта, поэтому предложили, во-первых, снизить налоги, а во-вторых, потребовали участия государства (естественно, не американского) в проекте.
Подведем итоги. России предложен проект, при реализации которого доходы бюджета уменьшатся (снижение налогов), а расходы увеличатся (участие в строительстве инфраструктуры и обустройстве месторождений). Результатом реализации проекта станет снижение цены на основной экспортный продукт страны – добавочное снижение доходов. Министры правительства Путина проект приветствовали.
Для оценки позиции правительства Путина в этой истории необходимо сказать еще о двух моментах.
Первое. В условиях, когда до истощения наших ресурсов исторически рукой подать – большинство сегодня живущих в России это увидят своими глазами – стране остро необходима программа быстрого сокращения экспорта нефти, да и газа тоже. Правительство делает прямо обратное.
Второе. Нам много лет говорят о вот-вот грядущем подъеме экономики. Но экономический рост – это рост энергопотребления, и планировать экономический рост в условиях неизбежного снижения добычи энергоресурсов при планировании увеличения экспорта тех же ресурсов – это … (можете поставить то слово, которое, по-вашему, лучше всего отражает ситуацию).
Однако вернемся к нашим оптимистам. Позиция нефтяных олигархов из России. Реализация проекта приведет к снижению цен на их товар, и они, просто-таки отталкивая друг друга, спешат выскочить и крикнуть, как это хорошо. Когда оцениваешь картину происходящего, складывается впечатление, что и правительство, и олигархи внезапно … как бы это помягче … ну вы понимаете. Но не спешите с выводами.
Уже в прошлом году стали вдруг стремительно портиться отношения России с ОПЕК, до этого очень конструктивные. Дело дошло до полного разрыва, когда правительство отказалось, согласованно с ОПЕК и другими нефтедобывающими странами уменьшить экспорт. Никто не скрывал, что этого добивались нефтяные олигархи. В этом году правительство Путина заявило о создании запасов нефти «в целях устранения колебания цен на рынке». Практика известная. Все крупные импортеры создают запасы. У экспортеров это первый случай, потому что запасы могут «устранять колебания» только в одну сторону – в сторону повышения. Несколько раз в течение этих двух лет Путин и Касьянов официально заявляли, что в нефтяной политике они будут учитывать интересы импортеров. Вот так. Правительство страны экспортера уже два года последовательно и жестко добивается снижения цены на продукт, обеспечивающий более половины национального дохода! Так что Хьюстон – только еще один шаг в этом направлении.
Что же происходит? Верхушка режима и олигархи настолько возлюбили Америку и настолько возненавидели Россию, что готовы ради услужения первой или ухудшения положения во второй пожертвовать самым дорогим для них – «баксами», которые они у нас … приватизировали? Тезис о том, что нынешний режим управляется людьми, ненавидящими Россию, и от этого все беды, часто слышим от многих его критиков. Эти люди ошибаются. Может быть, и есть среди олигархов и в правительстве кое-кто больной русофобией, даже наверняка есть, достаточно Швыдкого послушать, но подавляющему большинству глубоко наплевать и на Россию, и на Америку, и на Израиль. Многим Россию даже жаль. По-своему.
Несколько окарикатуренный тип таких людей выведен в знакомом, наверное, всем фильме «Республика ШКИД». Помните того «олигарха» местного масштаба, который отбирал у мальчишек хлеб, а потом пускал слезу, глядя на них: «Бедный мальчик, какой ты худенький». Помнится апостол наших либералов-рыночников фон Хаек утверждал (кажется, в дискуссии с Пальме), что человек рынка должен отказаться от традиционной этики и, в первую очередь, от солидарности и сострадания. Вот они и отказались.
Согласованное поведение достаточно большой группы людей такого типа может объясняться только одним. Отказ от проведения политики, в которой заинтересованы американцы, грозит им большими потерями финансов либо их личному благополучию.
Давайте вспомним, что предшествовало столь радикальному повороту поведения правящей верхушки в России. Россия вносится в список стран, где отмываются криминальные капиталы. В прессе на Западе, и в первую очередь в США, появляется большое количество материалов о коррупции в России, о расхищении бюджета и западных займов, о неуплате налогов и легализации этих денег через, в том числе и американские, банки. Называется много фамилий, начиная от Ельцина. Проводятся расследования, в результате кое-кто из мелких сошек в американских банках попадает под суд и т.д., и т.п. В Соединенных Штатах подаются в суд иски ко многим российским компаниям с обвинениями их в сотрудничестве с криминалом, отмывании денег и т.д. Причем иски на немаленькие деньги. Например, «Лукойл» - 4,8 миллиарда долларов, Тюменская нефтяная компания – 1,5 миллиарда долларов, «Сибал» - 3 миллиарда долларов и т.п.
Следом сюжет с Бородиным. Пересказывать его, наверное, не нужно, но один нюанс. Бородин на момент задержания был высокопоставленным чиновником международного статуса. Взять его, с точки зрения межгосударственных отношений, примерно то же, что посадить где-нибудь Генсека НАТО. Упрятать в камеру по таким же обвинениям, скажем, Абрамовича, значительно проще. Предупреждение было предельно ясным. Очень показательна последовавшая за событиями вокруг Бородина судьба его обвинителя. Карла Дель Понте, мелкий чиновник из Швейцарии, объективно глядя, провалившая дело – обвинения с Бородина сняты делает головокружительную карьеру, став главным обвинителем «международного трибунала», понятно, контролируемого американцами.
Масштабы кампании по обвинению чиновников и олигархов из России в отмывании криминального капитала набирали все больший размах. Утверждалось, что все капиталы из России – криминальные (что действительно так). Читатели наверняка помнят массовые стоны в «российских» СМИ – мол, как же так, ах как нехорошо ведет себя Запад? Но стони – не стони, а стало ясно: платить придется. А когда, после 11 сентября, американцы, создав юридическую основу, начали тотальную проверку движения денег в мире за много лет… Многие удивляются резкому повороту российской внешней политики и тотальной сдаче всего и вся. Что же удивляться. Просто деваться некуда было. Там у людей капитала уже больше, чем здесь, да ведь и ноги отсюда все равно придется скоро делать. А вы говорите – ненавидят Россию…
На днях Борис Абрамович Березовский в передаче Киселева объяснял свое понимание патриотизма. Он согласен с тем, что патриот – это человек, который любит свою страну. Но он не согласен, что патриот должен жертвовать своими интересами ради страны. Вот так вот. Да патриоты в основном сидят в правительстве России! И олигархи в России тоже патриоты! Но по-березовски.
Сергей МИХАЙЛОВ
|