|
Урок Норд-Оста: избавиться от гнили
О нашей современной творческой интеллигенции, и не только о ней
В мозгах, как и в государстве, порядок должен быть.
Реплика главного героя сериала «По ту сторону волков»
СГНИЛИ? (До штурма)
Фронт рядом; враг теснит; бои идут на окраинах города. Гудят в небе вражеские самолёты, на дома и улицы сыпятся бомбы. Но завод, на котором куётся оружие для защитников, не имеет права останавливаться ни на минуту; и самоотверженные «солдаты тыла», несмотря на опасно близкие разрывы бомб, под аккомпанемент зенитных выстрелов и визга осколков, рискуя жизнью, храбро остаются на своём боевом посту, т.е. у станков и кузнечных молотов, и куют, куют оружие — для тех, кто так же, как они, не щадя жизни, в окопах из последних сил отбивает атаки врага...
Эта картина как-то сама собой выкристаллизовалась в голове, когда я посмотрел вечерние передачи по ТВ на следующий день после начала роковой трагедии с заложниками. Сперва поразил наш известный, очень популярный и серьёзный артист, мастер своего дела, немолодой уже и, следовательно, умудрённый жизнью,
Лев Дуров. С приличествующей мастеру сцены и кино энергетикой в мимике лица, с безупречно отмеренным трагическим блеском во взоре артист поведал нам с телеэкрана, что, конечно, как бы и стыдно в такой день выходить на сцену «для того, чтобы развлекать», но, с другой стороны, жизнь идёт, и зал полон, понимаете ли... «Зал полон», — повторил он и — посмотрел на нас значительно. Мол, не имею я права не выходить на сцену, когда полон зал. В этот вечер я нужен публике! Будучи профессионалом, я должен работать. Сеять в умах высокие, благородные идеи, дабы произрастали они в этих самых умах и приносили в своё время добрые плоды...
Была в его кратком выступлении и ещё мысль (привожу её, естественно, по памяти), что аншлаг в театре — это как бы доказательство того, что террористы нас не запугали, духовно не сломали и т.п. Пусть, мол, они зверствуют, а мы назло им будем играть на сцене, ходить в театр и т.д. — как будто бы их нет на свете, этих террористов! Не хотим мы их! не запуганы! не на таких напали! не боимся!
Подчёркиваю — интервью с Дуровым промелькнуло в эфире в день, сменивший ночь после захвата несчастных, т.е., по сути, в первый день трагедии.
Переключаю кнопку. НТВ, «Свобода слова» с Савиком Шустером. Здесь собрались деятели культуры и политики, чтобы обсудить, что они могут сделать в трагической ситуации, чем помочь попавшим в беду людям. На экране — крупным планом лицо нашего великого современника, классика современной литературы, порнографа Виктора Ерофеева. Внимательно слушает дискуссию... Слово берёт один из главных руководителей театра оперетты, кажется, г-н Вайнштейн. Он говорит, театрально волнуясь, сбивчиво и невнятно, но пафосно, и пафос его посвящён тому же: мы выкажем наше презрение террористам и продемонстрируем наш несломленный дух, если сегодня выйдем на сцену и отпоём-оттанцуем очередной мюзикл — наверное, речь шла о «Nфtre-Dame-de-Paris». Это просто долг наш! Танцами и песенками, сценическими страстями-мордастями мы поможем нашим пленённым товарищам и согражданам. Там, на Дубровке, они мучаются под гнётом бандитов, угрожающих им расстрелами и морящих голодом, а мы им здесь, в театре оперетты, своей игрой, своими ритмизованными физкультурными упражнениями (выполняемыми в общем строю, как на военном плацу, и называемыми почему-то «современным танцем) «окажем поддержку». И сказал что-то о моральном долге. Эту чушь нёс руководитель знаменитого московского театра!
После него микрофоном завладела его коллега, артистка из труппы мюзикла, миловидная блондинка со сложной фамилией — кажется, Герстенмейер (если ошибся, извините: не в фамилии суть). Она отредактировала своего шефа и произнесла чётко и внятно то, что он говорил сбивчиво и хаотично. Молодая дама чеканила: «Мы своей игрой продемонстрируем, что мы... etc; и пусть они знают, что мы... etc. Самим фактом, что спектакль наш идёт, мы... etc.» Воистину — наши ребята, братья-артисты, воюют там, под дулами бандитских автоматов, а мы — здесь, на нашей уютной сцене, под светом софитов... И артистка подтвердила: да, полон зал; несмотря ни ни что, люди идут смотреть наш мюзикл. И извинившись, культуртрегеры наши, отважные «труженики тыла», покинули передачу; они опаздывали: их ждала публика — театралы, любители мюзиклов...
И лишь один Геннадий Хазанов, всенародный наш любимец, весельчак и шутник, явил человеческий рассудок среди этого балагана и с возмущением заявил, что он не понимает, как можно в такой день общегосударственной беды играть, развлекать публику, петь, танцевать и проч. Театры должны были сегодня закрыться — в этом была его мысль — в знак протеста.
Увы, в течение всего телевизионного вечера это была единственная здравая и нециничная мысль, приличествующая культурному человеку. А чем ещё может в первый день этой внезапной для всех нас беды помочь артист?
Но артисты — заодно с менеджерами своих театров; отменить спектакль — это ведь убытки. У меня нет сведений, отменил ли хоть один московский театр в этот вечер своё развлекательное, как ни крути, мероприятие. На один бы только вечер, господа! Никто же не говорит, что надо закрываться на все те дни, пока тянется трагедия с заложниками. Но на один-то вечер, первый, в знак протеста и солидарности — можно же! И нужно бы! Но — почему-то думается, что ни одного такого случая на Москве не произошло. Буду очень рад, если ошибся.
А почему так думается?
Потому что мы, кажется, духовно сгнили.
Духовно сгнили наши кумиры-знаменитости, не желающие поступиться рублём из своего гонорара.
Духовно сгнили наши менты (милиционерами, словом уважительным, не поворачивается язык их назвать), небескорыстно, надо полагать, пропустившие через всю Москву автоколонну вооружённых бандитов.
Духовно сгнили чиновники и агенты наших спецслужб, не могшие не знать о готовящемся преступлении такого масштаба (грузины даже Евросоюз об этом предупредили, а наши не знали?! Не верю!) и небескорыстно, надо полагать, попустившие этому.
Духовно сгнили наши осанистые политические лидеры, немедленно принявшиеся перед телекамерами делать себе политический пиар и набирать электоральный багаж на беде людей. Особенно возмутил тов. Зюганов, моментально, будто ждал этого, разведший демагогию о никуда не годном режиме и т.д., хотя сам ничего не предложил, что же надо конкретно делать.
Духовно сгнили многие журналисты наши, превратившиеся в настоящих папарацци, ради сенсации, ради скорейшей подачи «жаренького» готовые даже выдать террористам сведения о возможном штурме. (Глеб Пьяных, смущённый рвением своего репортёра — который поведал в прямом эфире о том, что «возможно, что-то серьёзное начинается» — заявил, что надеется, что третий канал террористы не смотрят...)
Сгнили мы все, осмеливаюсь я утверждать, ибо публика, которая в такой день идёт отдохнуть на мюзикл, несмотря ни на что — это мы все.
Мы. Все.
НЕТ, НЕ ВСЕ МЫ СГНИЛИ (После штурма)
Нет, разумеется, не все мы сгнили.
Низкий поклон всем спецназовцам, уничтожившим бандитов.
Низкий поклон бравому здоровяку, который заплакал, вынося на руках спасённую им из ада девушку. Запомните эти слёзы богатыря с чистой душой, вы, злопыхатели и недруги России! Эти слёзы живого, не зомбированного солдата очень дорогого стоят! Они — свидетельство того, что Россия жива и будет жива, на сокрушение вашим подлым душам.
Низкий поклон всем подлинным профессионалам и патриотам нашей Родины, которые не поддались давлению говорливых продажных «правозащитников», напористо и красноречиво призывавших с экранов ТВ (НТВ-ская передача «Свобода слова» вечером 25 октября) немедленно внять требованиям гадов, отказаться от защиты интересов России и отдать Чечню. Кому?! Наверное, тем, кто проплатил их горячие речи. (Иначе чем объяснить их очевидную каждому нормальному гражданину... какое слово помягче поставить: глупость? наивность?).
Вообще, господа защитники «права», я что-то не припомню случая, чтобы вы взывали к чеченским «повстанцам» и всему интернациональному сброду, сползшемуся в Чечню (нелегально пересекшим государственную границу России), прекратить войну. Почему сыны Адама с сотоварищи поддерживают только всё антироссийское, забыв, что ведь у России тоже есть права — не дать растащить свою территорию, не дать разворовывать свои недра, защитить мирных людей, своих граждан, чеченских и дагестанских трудяг, от бандитского разбоя? Почему сыны Адама с сотоварищи молчат о практике использования рабского труда в Чечне и не поднимут своего возмущённого праведного голоса, не потребуют у своих чеченских друзей прекратить рабство и отпустить на волю похищенных ими (ещё в коммунистические времена!) людей? Почему при этих возмутительных фактах пепел Клааса не стучит в ваше человеколюбивое сердце, госпожа Политковская, радетельница прав угнетённого чеченского народа? Заметим: угнетённого не русскими угнетателями, а своими же соотечественниками-чеченцами, бандитами и рабовладельцами. Вы это знаете, но молчите; поэтому вам, Политковская, доверяли бандиты, захватившие «Норд-Ост», поэтому с вами они хотели говорить... И вам за это не стыдно, конечно. Где, сыны Адама с сотоварищи, ваши возмущённые голоса, защищающие права простых российских тружеников, когда с помощью изощрённой процедуры ваучеризации у них будущими олигархами, птенцами компартийной номенклатуры, окончившими в своё время ВПШ, Академию внешней торговли и т.п., было со знанием дела украдено народное богатство, создававшееся десятилетиями? Почему вы молчите, когда, попирая права граждан России на достойную жизнь, эти люди ежегодно вывозят из страны миллиарды долларов? Наверное, потому, что вам неинтересно защищать интересы России.
Низкий поклон тем, кто не потерял присутствия духа и в той обстановке осмелился на дерзкий побег из ада, зная совершенно конкретно, что вслед им будут стрелять на поражение, а не на испуг.
Нет, мы живы, конечно; но...
НО (в ожидании катарсиса, может быть, напрасном)
Но не выходят из головы те самые, будь они неладны, полные залы публики, желающей развлечений в роковые дни.
Но не выходит из головы, что возле оцепления, которым окружили злополучный Дворец культуры ГПЗ, толклось множество зевак. Зевак, подчёркиваю я! Среди людей, охваченных горем и тревогой за своих близких, обретались праздные людишки, которые пили пиво, трепались, болтались в обнимку со своими подругами, фотографировались на фоне вывески мюзикла и ДК. Для них это было очередным развлечением, приятным щекотанием нервов. Потом будут смотреть фотки и вспоминать...
Это — духовно сгнившие. Имя им — легион. Это они, убогие, читают опусы Вик. Ерофеева и Вл. Сорокина. Для них сама жизнь превратилась в сценическую площадку, на которой вечно разыгрывается скверное представление шоу-бизнеса. В силу отсутствия нравственного чувства им не дано осознать и почувствовать скверну. Она их развлекает. Кто пойдёт за «Клинским» — единственный подлинно волнующий их вопрос. Этот плебс ничем не отличается от состоятельной публики, развлекающейся в театре в день национальной беды.
Они выросли и воспитались в атмосфере повальной лжи, которую они почитают за правду.
Странную шутку сыграла с нами так называемая свобода слова. Говорить мы можем сегодня всё, что нам угодно, и это великое, в самом деле, завоевание нашей демократии. Но имеем ли мы право не слушать то, что нам не по душе?
Нет. Для бессовестных папарацци у нас вообще нет преград. Нас заставляют их слушать по одному каналу, по другому, по всем! Вчера, сегодня, завтра и всегда! Они, кажется, вездесущи и непобедимы, и мы обречены внимать лжи и клевете, которые щедро льются на Россию. Ведь всё проплачено!
Но мне вспоминается один эпизод. На передаче «Свобода слова», ещё, кажется, при Светлане Сорокиной, нашему одному из самых бессовестных папарацци Доренко что-то резко и по существу возразила великолепный режиссёр и потрясающе красивая женщина, одна из умнейших и порядочнейших из тех, кого мы часто видим в ТВ, С.Дружинина. После её реплики все построения Доренки рассыпались в прах. Доренко был уничтожен, раздавлен. Он вдогонку попытался что-то возразить, громогласно начал фразу — но в сей момент Дружинина с неподражаемым презрением шевельнула запястьем, сделала мгновенный пренебрежительный отодвигающий взмах ладонью — мол, всё, и слушать-то тебя противно!.. И папарацци заткнулся, замолк до конца передачи. И кстати, с тех пор “его что-то перестало мелькать” на экране... Вот так бы всех вас, лгущих, оболгавших всё и вся в нашей жизни, презрением отодвинуть от микрофона и заставить замолкнуть! И это зависит от нас.
Когда мы поймём, что в основе всего лежит правда, тогда и настанет момент для налаживания нормальной и достойной жизни в России.
Тогда грядёт катарсис, и мы очистимся от скверны.
Правда — это когда мы произнесём вслух и напишем в СМИ, что русский криминал в России и в Москве — питательная среда и фундамент для чеченского и прочего антироссийского терроризма и бандитизма. И начнём, наконец, с ним конкретно бороться, а не только в «народных сериалах» про ментов.
Боже мой, какие огромные пласты нашей жизни нам надо перевернуть заново, чтобы усвоить, наконец, урок, который преподнесла нам трагедия на «Норд-Осте»! За одиннадцать лет — если считать с 91-го, а не с 85-го — мы успели нагромоздить такие горы лжи, наворотить столько себе проблем!.. Мы заморочили сами себе голову, мы рискуем потерять молодёжь, отдав её в объятья идеологии глобализма, мы почти утеряли чувство традиции, которая одна лежит в основе творческой национальной жизни. Неужто совершится на нашем примере пророчество Ницше, который писал о либеральных идеях, ведущих к тому, чтобы «...лежать на лужку и жуя взирать на жизнь»?
Всё, что произошло с нами со всеми в октябре 2002-го, должно послужить нам поводом пересмотреть наново самих себя. Мы должны стряхнуть морок, который за эти одиннадцать лет так запорошил нам мозги, и оглянуться, наконец, вокруг здраво и чистым взглядом.
Надо избавиться от гнили — в себе и вовне, — если хотим жить дальше.
Игорь БЛУДИЛИН-АВЕРЬЯН
|