|
Индия - Пакистан: кто выстрелит первым?
Отношения между Индией и Пакистаном, как показала предновогодняя дипломатическая перепалка, по сути своей остались теми же, какими они были на момент разделения бывшего "главного бриллианта" Британской империи на два независимых государства в 1947 году. Первый же год их суверенного существования был ознаменован невиданной резней, в которой, по разным данным, погибло от 400 тысяч до 1,5 миллиона человек. После этого Индия и Пакистан еще дважды сходились в открытой схватке на поле боя, плюс еще была война между бывшим Восточным Пакистаном и его основной западной частью в 1971 году, в результате которой на месте восточных пакистанских провинций, то есть, в искусственно отделенной от Индии части Бенгалии образовалось независимое государство Бангладеш. Эти заложенные британскими "цивилизаторами" огромного субконтинента этнические и религиозные мины замедленного действия дают о себе знать и сейчас. Нынешнее резкое обострение и без того натянутых отношений между Индией и Пакистаном - лишнее тому доказательство.
Индия, похоже, решила на деле проверить себя в качестве настоящей супердержавы, пока региональной. На словах говоря о желании сохранить мир между странами,она не отказалась еще ни от одного из своих требований, выдвинутых пакистанскому правительству: арестовать и осудить всех главарей местных мусульманских радикальных антииндийских группировок и разогнать их т.н. "партии". Пакистан уже посадил под домашний арест более 300 видных местных теоретиков отделения Кашмира от Индии. Но индийское руководство сочло эти меры совершенно недостаточными. На границе двух стран продолжается концентрация войск, не утихают перестрелки. Счет погибшим в этой пока еще необъявленной войне уже идет на десятки человек. Но главное - обе стороны конфликта не исключают, что в случае начала полномасштабной войны будет применено ядерное оружие.
А началось все с того, что в начале января против парламента Индии был совершен дерзкий террористический акт, в результате которого погибли 13 парламентариев. Те террористы, которые остались после операции индийского спецназа живыми, дали показания, из которых можно было говорить об их связи с базирующимися в Пакистане антииндийскими исламскими радикальными движениями. И Индия сочла себя вправе поступить так же, как и США.
Это уже дало свои результаты: Пакистан откровенно напуган. Что напугало страну, располагающую ядерным оружием? И вообще - насколько вероятна полномасштабная война между Индией и Пакистаном? Это может стать более ясно, если рассмотреть подробнее как внутреннюю ситуацию в обеих странах, так и внешнюю обстановку, сложившуюся вокруг происходящих событий.
Сперва посмотрим, что происходит в самих Индии и Пакистане. В обоих государствах внутренняя ситуация весьма далека от того, что можно было бы назвать спокойствием и стабильностью. Скорее, наоборот: терроризм, сепаратизм, борьба без всяких правил внутри политических элит - со всем этим и Индия, и Пакистан знакомы не понаслышке. Но в каждой из стран все эти процессы имеют свою специфику.
Начнем с Индии. Из года в год она ведет борьбу с серьезнейшими внутренними проблемами.
Главные из них - огромное количество жителей страны, живущих ниже всяких пределов нищеты, наличие целого ряда очагов сепаратизма, постоянная опасность со стороны доморощенных и международных террористических организаций. Решение каждой из этих проблем затруднено целым рядом как объективных, так и субъективных факторов. Так, в Индии один из самых высоких в мире уровней прироста населения. Еще в конце 70-х население этой страны приближалось к 700 миллионам. Сейчас оно превышает миллиард. То есть, чуть больше, чем за двадцать лет в стране появилось 300 миллионов новых ртов, новых рабочих рук, которые надо пристроить, новых потребителей медицинской и социальной помощи, пособий, жилья и так далее. Понятно, что решение этих задач не может быть сиюминутным, несмотря на то, что Индия прикладывает огромные усилия к этому. Нельзя забывать и про сохраняющееся кастовое деление индийского общества, наличие в нем большого количества национальных и религиозных общин, что создает предпосылки для возникновения клановости и разобщенности в среде политической и административной элиты, что, в свою очередь, является одним из главных факторов, способствующих развитию коррупции, казнокрадства и прочих явлений, которые можно назвать одним термином: приватизация права. Всего несколько лет назад на одной из центральных делийских улиц покончил жизнь самосожжением местный студент, представитель одной из высших каст. Так он протестовал против того, что теперь наравне с ним в индийских университетах смогут учиться и те, кто тысячелетиями от рождения считались людьми низшего сорта или вовсе "недочеловеками".
До сих пор любой посетивший Индию иностранный турист вспоминает в первую очередь не ее исторические достопримечательности и не ее экзотику, а ту вопиющую нищету, в которой живут десятки миллионов жителей страны. В Индии по-прежнему умирают от голода, там по-прежнему регистрируются случаи заболевания такими болезнями, о которых в той же России уже забыли. Понятно, что кроме дестабилизации обстановки внутри страны, все эти моменты крайне негативно сказываются на международном положении Индии. Трудно проводить активную внешнюю политику, когда нужно накормить десятки миллионов голодных граждан, дать им хотя бы минимальный заработок, защитить от таких болезней, как чума и черная оспа, не говоря уже о "прозаических" туберкулезе, лихорадке и кишечных инфекциях, которые пышно произрастают на почве нищеты.
Очень серьезным представляется и влияние того момента, что Индия - это страна, у которой фактически нет титульной нации. Крупнейшие национальности Индии - такие, как телугу, тамилы, малайями, маратхи, гуджаратцы, бенгальцы, раджастанцы - создают близкие друг другу по численности общины, каждая из которых может сравниться с населением такой страны, как Франция или Испания. Кроме них, в стране есть десятки и сотни более мелких национальных групп численностью от нескольких миллионов до нескольких тысяч человек. Понятно, что в таких условиях трудно выработать устраивающую всех национальную идею. Более того - это содержит в себе постоянную опасность сепаратизма. Не прекращается вот уже полвека война в Кашмире, унесшая 27 тысяч жизней только индийских солдат.Ассамский, тамильский, сикхский и прочие сепаратистские движения, тоже не обходятся без взрывов, выстрелов, партизанщины, крови и все новых и новых жертв. О том, как это влияет на обстановку в стране, достаточно красноречиво говорит тот факт, что все три первых президента страны - Джавахарлар Неру, Индира и Раджив Ганди - погибли в результате террористических актов, непосредственными организаторами и исполнителями которых были именно представители экстремистских национальных движений.
Это серьезно осложняет развитие Индии, ее внешние и внутренние политические позиции. Но нельзя забывать и тех впечатляющих успехов, которых добилась Индия. В 1943 году в Индии от голода умерло 4 миллиона человек, что к моменту обретения независимости средняя продолжительность жизни здесь была чуть больше 30 лет. Проблема голода не решена до сих пор, но средняя продолжительность жизни сейчас в Индии почти сравнялась с российской - 53 года. Больших успехов Индия добилась и в развитии своей медицины: такие болезни, как та же чума, уже не выливаются в опустошительные эпидемии. В год фиксируется несколько тысяч случаев заболевания чумой, оспой и холерой. Это в глазах среднего европейца огромная цифра - но сравните ее с 220 тысячами умерших только от чумы за только лишь один 1945 год!
Понятно, что данная статья не является конспектом о нынешнем медико-санитарном состоянии Индии, и эти факты приводятся с одной целью - показать, как быстро идет развитие страны, как увеличивается ее богатство, которое расходуется в том числе и на здоровье своих граждан. С другой стороны, развитие медицины в Индии является важным демографическим фактором. Сокращение детской смертности привело к настоящему демографическому взрыву, и по прогнозам по числу жителей уже через 20 лет Индия обгонит Китай. А это будет уже явление геополитического, глобального масштаба.
Это лишь отдельные примеры, показывающие, как изменился реальный облик сегодняшней Индии по сравнению с привычным образом загадочной и экзотической страны с безумно богатыми махараджами и страшно нищим населением. Индия - крупнейший в мире производитель персональных компьютеров, одна из трех стран в мире (включая США и Японию), в которой есть серийное производство т.н. "суперкомпьютеров", то есть, компьютеров, способных производить от 100 миллиардов и более операций в секунду. Индия входит в число 10 стран с наибольшими в мире объемами ВВП, причем у нее этот показатель выше, чем у России - более 400 миллиардов долларов против наших 290. Понятно, что обладая такими ресурсами, Индия неизбежно будет претендовать на вполне определенную долю влияния на мировые процессы, не говоря уже о региональных, где Индия уже прямо заявляет себя в положении гегемона.
То же самое можно сказать и о политической ситуации в стране. Во-первых, индийской политической элите удалось создать, несмотря на крайне пестрый национальный состав, полноценную общегосударственную национальную идеологию, которая базируется не столько на этнической, сколько на религиозной принадлежности. Вкратце ее можно охарактеризовать как "индусский национализм", так как основными носителями этой идеологии являются индуисты всех индийских национальностей, а их в стране - 85 процентов. Лишним подтверждением этого может служить бессменное лидерство на всех, с момента гибели Раджива Ганди в 1988 году, выборах националистической индуистской партии Джаната Партия Дал. Нынешний президент Индии Атал Ваджпаи Бихал -тоже выходец из нее. Это сделало возможным и превращение Индии из конфедерации, которой она реально была еще полвека назад, когда были штаты с собственными законодательными органами, штаты центрального подчинения и даже настоящие полуфеодальные княжества, в настоящую федерацию с действующим единым законодательством и четким контролем над регионами из Дели. То есть, сегодня Индия является прочным государственным образованием, способным выдержать как внутренние, так и внешние испытания. В том числе и войну.
Теперь посмотрим на Пакистан. Можно сказать сразу, что у него есть все те проблемы, о которых говорилось, когда речь шла об Индии. Причем проявляются они, пожалуй, еще острее. Так, в Индии есть миллионы нищих, но есть и быстро развивающаяся промышленность, постоянно растущий и крепнущий связанный с ней "средний класс". Есть сепаратизм и терроризм, но есть и национальная идеология, выработанная элитой страны в процессе подлинного живого политического творчества и отчасти даже подвижничества. Есть политическая система, по эффективности приближающаяся к аналогичным системам развитых стран. В Пакистане же проблемы и трудности, стоящие перед страной, гораздо меньше уравновешены реальными достижениями.
Есть нищета - но нет бурного развития экономики, Пакистан по-прежнему остается страной главным образом легкой промышленности. Ничего не слышно о каких-то серьезных достижениях пакистанских ученых, не считая мусульманских богословов, о прорывах в сфере новых технологий. Проблема сепаратизма не уравновешена внятной национальной идеологией, и тем же пуштунам ничто в их душе не мешает быть ревностными мусульманами и одновременно жить в своей Северо - Западной пограничной провинции, как в почти что независимом государстве. Да, Пакистан почти стопроцентно мусульманская страна. Но ислам здесь стал не столько цементирующей государственной идеологией, сколько идеологией радикальной исламской оппозиции, ее орудием шантажа власти. Это, в том числе, следствие того, что Пакистан до сих пор не обрел полной самостоятельности и во многом является лишь орудием в руках третьих стран, точнее одной страны, США, в достижении ей своих интересов в регионе. Этим обусловлен и "хунтовый" облик власти в Пакистане, где самый короткий путь к высшему посту лежит через военный переворот, и влиятельное положение радикального мусульманского лобби, готового до ближайшего времени под одобрительным взором Вашингтона на любую дестабилизацию положения в регионе. Вспомним тот же Талибан, детище пакистанской внешней разведки, которая в, свою очередь, была во многом местным филиалом ЦРУ.
То есть, политический и экономический потенциал Индии гораздо больше, чем у Пакистана, чем и объясняется сегодняшний решительный настрой руководства Индии и некоторое замешательство Пакистана, который, похоже, не ожидал, что Индия будет готова пойти так далеко. Понятны и цели, которые ставит перед собой Индия, бросая Пакистану столь откровенный вызов: в тактическом плане разорить как можно больше "осиных гнезд" мусульманских экстремистов, в стратегическом - официально стать "местными США", с соответственным правом вершить судьбы всех, кто находится в пределах досягаемости. Ради этого можно и начать войну. Но, с другой стороны, у Пакистана есть очень влиятельные союзники - США и Китай. Несомненно, что в случае конфликта Пакистан станет разыгрывать, причем наверняка небезуспешно, карту "священной войны" мусульман против "неверных". Индия же в этом отношении своего рода "тигр - одиночка". Нет, она, конечно же, не изолирована от мира, ее связи на международном уровне широки и многообразны, у нее много контактов по всему миру, но вот стратегического союзника, способного помочь делом на войне, у нее нет. Сейчас уже не то время, когда подмогой в этом могло быть активное участие в т.н. "Движении неприсоединения" и так далее. Цену всем этим неформальным "тусовкам" государств и их лидеров показала та же Югославия, кстати, тоже член данного движения. Сейчас, как никогда, все решается на уровне непосредственных военно-политических коалиций двух и более государств и за счет реальной военной и экономической мощи сторон конфликта. Элемент же дипломатии сейчас близок к состоянию "загон". То есть, рассчитывать Индии особо не на кого - только на себя. Да, у Индии были очень близкие отношения с СССР, ее саму в нынешнем виде можно с полным правом назвать одним из самых удачных советских геополитических проектов. Но Россия - не СССР. И отношения у нас не те, и Россия не та. Мы, конечно, можем в случае чего продать Индии в экстренном порядке кучу оружия. Но мы точно так же можем поддаться на нажим США, а может, и Китая, и не сделатьэтого. При этом вполне реально, что в то же время Пакистан будет спокойно покупать оружие у тех же США, Китая и, например, Украины и Казахстана, а мы будем только "выражать сожаление по поводу этих фактов". Как будто наши сожаления кого-то способны взволновать…
Но для Индии это сейчас не так уж и важно. Великая региональная держава, рвущаяся к статусу великой мировой, вполне может обойтись собственными силами, как это делают те же США. Или Китай, когда это ему нужно. В принципе, при желании в нынешнем обострении отношений между Индией и Пакистаном можно попробовать найти интригу третьих стран. Например, США захотели создать своего рода "громоотвод", на который обрушится ярость исламского мира. И с этой целью они сперва организовали чужими руками теракт в индийском парламенте, а теперь исподволь подталкивают Индию и Пакистан к войне друг с другом - чтобы исламский мир переключился в своем джихаде со США на "безбожников" и "язычников" из Индии. Но даже если это так, Индия явно схватила случай за вихор. Пусть он был спровоцирован извне, но Индия, как истинно великая страна, постарается выжать из него все. Главная ее задача, повторюсь, - утверждение себя в статусе страны, способной казнить и миловать других по своему усмотрению. Пакистан, что называется, попался под горячую руку. Я уверен на миллион процентов, что ядерной войны не будет. Но я точно так же уверен, что Индия заставит Пакистан миром или войной выполнить ее требования.
России в данной ситуации давно уже пора присмотреться к Индии, как к своему стратегическому союзнику. У нас есть общие интересы - сдерживание исламской экспансии, противодействие Китаю и США- и нет противоречий. Мы можем создать взаимодополняющую геополитическую конструкцию. Исходя из этого, мы должны автоматически поддерживать Индию во всех ее инициативах, не задумываясь, права она с позиции абстрактного права и морали, или нет. Вот увидите, Индия ответит тем же. И тогда мы сможем преодолеть грядущие тяжелейшие годы, лет так через тридцать - сорок, когда население России сократится на треть от нынешнего, когда обезлюдеет Сибирь, и нам надо будет сдерживать китайцев уже не добрым словом, а ядерными ракетами. Нам будет нужно переждать этот период. Потом, я уверен, наступит новый демографический подъем, и мы снова заселим наши временно опустевшие территории. Но до того придется взять паузу. И остаться в живых во время нее нам может помочь только Индия - и никто другой.
Вот с этой позиции и стоит формировать наше отношение к нынешнему индо-пакистанскому противостоянию.
Леонид ГРИГОРЬЕВ
|