|
«Космическая» афера
Автор просит считать данный материал официальным обращением в Генеральную прокуратуру и Федеральную службу безопасности РФ
То, что Россию грабят давно и упорно, а «группа товарищей», возомнившая себя хозяевами жизни, наживает на этом огромные барыши, неизвестно только дельцам из числа разного рода шоуменов и тех, кто «косит» под «выдающихся экономистов». И первым, и вторым надо отрабатывать свои номера. Да и методы вышеупомянутой «группы» весьма схожи с методами тех, кого высокопоставленные дяди из правоохранительных органов миролюбиво именуют «авторитетами».
Сомнительные лавры так называемых олигархов не дают покоя и руководителям некоторых крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. Видимо, мягко говоря, неправедно нажитые миллиарды абрамовичей и дерипасок не дают им покоя. Причем руководители эти, которым доверено, скажем так, стоять на страже государственных интересов стратегического назначения и хотя бы сохранять то, что Россия имеет на сегодняшний день, плюют и на законы, и на собственную совесть. Впрочем, насчет совести я тут несколько загнул...
Так вот, генеральный директор омского ПО «Полет», он же - господин Дорофеев, похоже на то, шибко возжелал стать миллионером. Причем долларовым. Есть в Соединенных Штатах Америки некая фирма Final analysis Inc (FAI). Маленькая такая, частная, которая производила маленькие же спутники для различных коммуникаций. Дела шли у нее ни шатко-ни валко до тех пор, пока руководящая длань президента этой «конторы» Нейдера Моданло не загнала ее в финансовую яму, о чем, кстати, свидетельствует уведомление соответствующей американской фискальной службы в американской же газете «Вашингтон пост» от 04.09.2001 г. Какой «выход» нашел президент фактически обанкротившейся фирмы? В конце июня 1998 года он приезжает в Омск и для того, чтобы приостановить процедуру банкротства, сменить совет директоров FAI, в условиях жесточайшей секретности подписывает с генеральным директором ПО «Полет» Дорофеевым контракт якобы на использование четырех ракет «Космос».
Конечно, Омское аэрокосмическое объединение «американской стороной» было выбрано не случайно, поскольку в свое время «Полет» обеспечил для FAI запуск и услуги по запуску двух небольших низкоорбитальных спутников. Так что кое-какие связи имелись. Но вернемся к контракту.
Так вот, как я уже заметил, в соответствии с ним «Полет» должен был предоставить рухнувшей к этому времени Final analysis Inc четыре ракеты «Космос» по цене 20 миллионов долларов за «штуку». Или, как сказано в «Соглашении об услугах по запуску», «Полет» выразил желание передать FAI для ее единоличного и эксклюзивного использования четыре ракеты «Космос». Для справки: речь шла о ракетах легкого класса для вывода на орбиту (до 1000 км) спутников до тонны весом. Запускают их с космодромов Плисецк и Капустин Яр. В настоящее время осталось некоторое количество государственных ракет, изготовленных до 1990 года. По мнению специалистов, это одна из самых надежных ракет в мире - за тридцатилетнюю эксплуатацию было произведено более 700 пусков, на которые приходится только 20 так называемых нештатных ситуаций. Кстати, у американцев до последнего времени такой ракеты не существовало и в помине. Сейчас, правда, подобная, но отнюдь не идентичная, имеется у фирмы «Локхид», при этом ее цена - далеко за 20 миллионов долларов.
Но вернемся к сути аферы, которую провернули президент «треста, который лопнул», и г-н Дорофеев, возомнивший себя великим коммерсантом. В самом «Соглашении...» (контракте) никаких сумм не существует, имеются только общие условия, где обозначено количество ракет и прописаны кое-какие «обязательства сторон», причем обязательства односторонние, т. е. обязательства «Полета» и требования FAI. Вот некоторые из них.
Пункт 1.4 «Состояние Ракет» гласит: «Полет» предоставляет и гарантирует, что каждая из Ракет «Космос»: (а) есть и будет ко времени запуска в хорошем рабочем состоянии и что ее работа не завершится во время запуска; (б) во время запуска будет соответствовать или превосходить технические требования Справочника Ракет; (с) будет соответствовать или превосходить особенности работы, указанной в Справочнике Ракет...»
Как можно исключить возможность аварийного запуска и гарантировать все характеристики из рекламного справочника?
Следует обратить внимание и на пункт 1.9 «Одобрение правительства»: «Полет» должен своими собственными средствами получить любые и все разрешения, одобрения, лицензии, тарифы, сертификаты, отказы, согласия, льготы, постановления, аренды, регистрации любых государственных органов, которые могут потребоваться в соответствии с Соглашением, включая, но не ограничиваясь: (!) любые и все необходимые разрешения Правительства Российской Федерации...» Теперь обратимся к пункту 4.3: «...«Полет» должен выполнять и следовать всем инструкциям FAI и подчиняться действующим законам правительства США... FAI освобождается от ответственности перед «Полетом», если какое-либо действие правительства США отменяет обязательства FAI...» Читаем пункт 8.3:
«.. .арбитры должны руководствоваться материальным правом штата Мэриленд США». И, чтобы не было сомнений, в пункте 10.1 сказано:
«.. .английский вариант Соглашения должен быть главным в случае недоразумений с переводом...».
Как мог генеральный директор подписать такие обязательства?
Теперь прокомментируем финансовую сторону соглашения. Пункт 3.2 Соглашения: «...«Полет» должен возместить убытки FAI, ее работников, директоров, агентов от всех настоящих и будущих жалоб, требований, действий, судебных исков, процессов и судебных дел, связанных с нарушением гарантий «Полетом» согласно пункту 1.4 или любому другому пункту Соглашения, или хранением, созданием, использованием, запуском (как успешным, так и неуспешным), или любым другим действием или бездействием «Полета» по отношению к ракете Космос...» Эти обязательства дополнены пунктом 7.1: «...«Полет» должен вернуть любые платежи, полученные от FAI, которые не привели к Успешному Запуску...«Полет» также будет обязан заплатить FAI все затраты за альтернативный запуск и услуги по запуску, полученные от третьей стороны, и все случайные и неожиданные потери FAI из-за отмененного запуска...» и пунктом 8.1:
«.. .все затраты FAI и расходы на адвокатов будут отосланы «Полету»...» При этом «Полет» берет на себя следующие обязательства (пункт 5.3 Соглашения): «...«Полет» соглашается, что на время действия данного Соглашения он не будет прямо или косвенно обеспечивать любые запуски или услуги по запуску для небольших спутников своих партнеров...»
Работники «Полета», вы теперь навсегда можете забыть о своей вовремя выплаченной справедливой зарплате! Зато зарплата некоторых руководителей, надо полагать, существенно возросла!
Еще один сюрприз для инженеров в пункте 4.1 Соглашения: «...все права, наименования и интерес к техническим характеристикам и улучшениям, разработкам, созданным, найденным одной из сторон во время действия Соглашения, будут принадлежать FAI, без ссылок на изобретателя, создателя...»
Через год, 3 июня 1999 года, стороны дополнили свое Соглашение так называемым «Приложением 2», где уточняются детали и финансовой сделки.
Итак, п. 1. Цена: «Общая стоимость за все запуски и все услуги, предполагаемые Соглашением, будет составлять $20 000 000 за каждый успешный запуск и связанные с ним по Соглашению услуги ($80 000 000 за четыре успешных запуска)... Цена - полный расчет за все услуги, включая (без ограничений): все необходимое конструирование, анализ, обзор, услуги по запуску, документацию, все государственные разрешения и лицензии (выделено мной. – Ю. П.), все необходимое оборудование и техническое обеспечение на месте запуска для подготовки и компоновки космического летательного аппарата...»
П 2. Форма оплаты: «За каждый запуск и связанные с ним услуги оплата должна быть произведена двумя частями: (1) FAI должна выделить для перевода «Полету» $14 000 000 в виде обыкновенных акций Класса В Finа1 Апа-Lusis Communikations Services Inc - FACS... в качестве оплаты за ракету «Космос», взятую из фондов «Полета» (выделено мной - Ю. П.); и FAI должна заплатить «Полету» $6 000 000 из свободных резервов...»
П. 2.1. Оплата за ракеты «Космос»: FAI переведет Акции за все 4 ракеты «Космос», что закреплено в Соглашении (т. е. 4 х $14 000 000 или $56 000 000) не позже 30 декабря 1999 года...»
Получается, что американцы, подписав «Приложение 2», как бы продали акций на сумму 56 миллионов долларов. Затем г-н Моданло подмахнул бумаженцию, по которой г-н Дорофеев... предоставил ему право голоса «своими» акциями в Совете директоров фирмы FAI. Стало быть, американский делец получил и контрольный пакет, и безграничную власть, в результате чего всех неугодных ему людей он уволил. Сейчас там по этому поводу идет тяжба, но это - их головная боль. Главное заключалось в следующем: подписанные в Омске бумаги позволяли Моданло заявить у себя на родине: «Я не банкрот. Вот у меня 80 миллионов долларов. Не в чистом, конечно, виде, но - ракетами». То есть фирма ничего не имела, а тут в ее собственности «обнаруживаются» четыре российских ракеты «Космос»!
Но... Дорофеев вообще не имел права подписывать такой контракт. По многим причинам. Например, с 1992 года в Российской Федерации действует Закон о валютном регулировании и валютном контроле. Так вот, по этому Закону приобретение любым предприятием или частным лицом акций иностранного государства считается вывозом капитала за границу. То есть необходимо разрешение Центробанка, необходимо подписать десятки разрешительных бумажек, но никакого разрешения и ни одной заполненной бумажки не было. Более того, предприятие никуда не имеет права вкладывать деньги, если есть долги в бюджет, кредиторская и дебиторская задолженности, по налогам и т. д. «Полет» же - самый большой должник в Омске. Даже сейчас там зарплату не выплачивают более двух месяцев, а с 1997 по 2001 год долги по ней не опускались ниже суммы в 16,5 миллиона деноминированных рублей. Да и какая зарплата на «Полете»? Слезы одни. Более миллиарда рублей - долг в Пенсионный фонд. Все цифры по долгам приводить нет необходимости, скажу лишь, что, первым в области создав стачком, объединение ко времени сделки уже года три ходило в лидерах среди «оборонщиков» в борьбе за свои права, применяя как законные способы - забастовки, шествия, митинги, так и более радикальные, несанкционированные - перекрытие улиц, например...
И вот на фоне такой разрухи подписывается контракт, который... по бухгалтерии ПО «Полет» не проводится, акции же вообще распределяются непонятно между кем. Сей подпольный документ и в глаза-то никто не видел. Но... одна проплата, по заявлению вице-президента FAI Майка Ахана, все-таки прошла - на сумму миллион долларов. Есть сведения, что в Россию этот миллион попал, но его «следы» затерялись. Остап Бендер - отдыхает...
Упомянутые контрактные документы получил по своим каналам из США бывший главный конструктор ПО «Полет», а ныне руководитель предприятия «Глория-Полет» А. И. Ильин. Кстати, на всех бумагах стоит штамп суда штата Мэриленд, что является юридическим доказательством их подлинности. Вот что говорит Александр Иванович:
- Самое главное то, что сейчас четыре ракеты «Космос», в результате сделки Дорофеева с Моданло, юридически являются собственностью американской фирмы, а точнее Моданло. Поскольку этих ракет у «Полета» нет, то, по существу, Дорофеев продал государственные активы «Полета».
Затем в США провели следующую манипуляцию. Приведем перевод судебного документа:
« 14.09.2001 г. было сделано заявление принудительного банкротства по ликвидации активов FAI, согласно статье 7, зарегистрированное в суде по банкротству США, штата Мэриленд, за номером 01-21039. В приказе от 24.10.2001 г. указано, что суд назначил Шерил Роус из Рокфил, штата Мэриленд, в качестве доверительного собственника FAI. Эта передача контроля над FAI доверительному собственнику соответственно привела и к принудительной передаче контроля над FACSом. В соответствии с пунктом 25.119(d) Правил о полномочиях 5 ноября 2001 г. FACS предоставил данной комиссии Заявление на разрешение о вынужденном переводе контроля (№ SАТ-Т/С-20011105-00094) над FACS от FAI доверительному собственнику.
14 января 2002 г. доверительный собственник FAI («Доверитель») продал, передал и перевел все активы и собственность FAI, включая пакет акций FACS в New York Satellite Industries, LLC («NYSI» или «Заявитель»), расположенную в штате Делавэр компанию с ограниченной ответственностью, (теперь уже) также под контролем Нейдера Моданло. Моданло - исполнительный директор NYSI и в настоящий момент владеет 100% прав голоса. Передача контроля, выполненная доверителем по данному заявлению, передаст весь пакет акций FACS, изначально принадлежавший FAI, в NYSI. Следствием данных действий явилась нематериальная замена контроля над FACSом, вследствие того, что одна и та же сторона - Моданло - как до, так и после банкротства de juro владела лицензией головной компании FAI. Поэтому данное заявление должно быть предоставлено упрощенной процедуре с трактовкой рго forma при передаче контроля, включающего нематериальную замену контроля или на ускоренной основе. Все это стало возможным, поскольку «Полет» пожелал осуществить безвозвратную передачу Моданло полномочий, включающую право голоса «Полета» акциями FAI. Смыслом этой акции было передать юридический контроль над FAI Моданло. В результате одобрения и окончательного оформления передачи в сентябре 2000 г. акции «Полета» в FAI составили 9,56% от общего количества акций FACS, что составляет 13,98% с правом голоса. Право голоса на акции «Полета» в FACS оформлены в виде безвозвратной доверенности Моданло. Таким образом, Моданло сохранил юридический контроль над FACS».
Дорофеев также юридически не имел права проводить такие операции без разрешения правительства, «Роскомвооружения» и т. д. В документах должны были стоять подписи самых высокопоставленных госчиновников, что, кстати, было оговорено в «Соглашении...» Но, кроме подписей Моданло и Дорофеева, других подписей не существует.
Чем, спрашивается, торговал Дорофеев? Руководство же FAI приезжало в Омск, чтобы залатать свои дыры...
Как было уже сказано, миллион долларов пришел в Россию, но растворился, словно сахар в кружке с чаем. На ПО «Полет» эти деньги в принципе не могли попасть, поскольку в банке потребовали бы предъявить контракт, но с тем контрактом, какой имеется, к банку нельзя подходить и на пушечный выстрел. Следовательно, этот миллион ушел на другие счета по каким-то другим документам. Выходит так, что действия генерального директора ПО «Полет» Дорофеева попадают под ряд статей Уголовного кодекса РФ. Начиная со статьи, предусматривающей ответственность за незаконное предпринимательство...
Кроме финансовых нюансов этой аферы, следует обратить внимание на статью IV контракта под названием «Охрана технологий спутника».
«Полет» должен выполнять и следовать всем процедурам и инструкциям FAI, подчиняясь действующим законам, уставам, административным актам правительства США и не должен вступать в какую-либо деятельность, которая, по мнению FAI, может привести к гражданской, административной ответственности».
А как «Полет» охраняет свои секреты? Читаем пункт 1.5 контракта:
«FAI должно быть разрешено исследовать ракеты «Космос» при предоставлении «Полету» за 30 дней письменного уведомления».
По-моему, комментарии излишни.
Когда подписывалась вышеназванная «филькина грамота», руководство FAI лично принимал г-н губернатор Омской области Л. К. Полежаев. Эту встречу даже показывало местное телевидение. Впрочем, там ни о каких контрактах не говорилось. Американские дяди вещали о том, что их фирма делает-де спутниковые системы, свои спутники вот и приехали на ПО «Полет», который производит ракеты «Космос», а их можно использовать для запуска спутников фирмы FAI. Вся эта ахинея преподносилась под флагом развития международного сотрудничества в области космоса (чем, кстати, занимается не на бумаге «Глория-Полет» Ильина). Вот что говорит Александр Иванович, имея в виду аферу, которую провернул Дорофеев вместе с американцами: «Такие действия дискредитируют российские предприятия и закрывают дорогу для инвестирования и развития высоких технологий в России».
В областной же администрации должны были знать и понимать суть этой махинации. Вряд ли без губернатора такая операция могла быть проведена, а известна ли ему суть аферы?
Естественно, что сроки платежей никто и не думал выполнять, а прошло 4 года. Естественно и то, что на этой махинации кое-кто очень хорошо «заработал» в России. Миллион долларов - это еще и цена за то, чтобы американский аферист мог потрясти бумажками и перевести в свою собственность все активы. То есть «растворившиеся» доллары были отданы не за ракеты, а за возможность размахивать правом на них. Исходя из изложенного, можно смело говорить о международной афере по овладению американским аферистом финансового контроля над предприятием ВПК.
Кто, кроме Дорофеева, этой авантюре способствовал?
Юрий ПЕРМИНОВ
|