|
Униженные, оскорбленные, но не сломленные!
О спектакле МХАТа имени М.Горького и о платных пасквилянтах
В советское время непременным атрибутом репертуара любого театра был спектакль на современную тему. Такие пьесы специально заказывались известным авторам; чтобы их стимулировать, проводились всевозможные конкурсы. Но вот что интересно: в ноябре минувшего года народная артистка СССР, художественный руководитель и режиссер МХАТа имени М.Горького Татьяна Васильевна Доронина поставила к 180-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского спектакль по его роману "Униженные и оскорбленные", и оказалось вдруг, что и тема, и сюжет, и идея романа и спектакля, и сам писатель ныне - самые что ни на есть современные.
И здесь нет ничего удивительного. Просто драма "бедных людей" Достоевского, блестяще поставленная режиссером Т.Дорониной и талантливо сыгранная артистами театра, - это драма миллионов нынешних "бедных людей", задавленных нуждой и несправедливостями, чинимыми сильными мира сего. Вот почему с того мгновения, когда раздвигается занавес со знаменитой чайкой, в зале устанавливается тишина, полная почти осязаемого сочувствия, сопереживания и сострадания живущим на сцене "маленьким людям", чьи благородные сердца даже в этих нечеловеческих условиях умеют любить, любить до самозабвенья, до полного отречения от самого себя.
Вот так, глубоко, каждой клеточкой своей души главная героиня спектакля Наташа (Н.П.Гогаева) любит Алешу, этого эгоистичного "ребенка", сломавшего ей жизнь; любит родителей, которых она покинула ради него. Вот так, без памяти любят свою "Наташечку" старики Ихменёвы (народный артист России А.В.Семенов и заслуженная артистка России, заслуженная артистка Карелии Л.Л.Матасова) и Иван Петрович (М.А.Дахненко). И Алеша (А.А.Чубченко) любит по-своему - сначала Наташу, а потом - Катерину Федоровну (Л.Д.Голубкина). А как умеет любить Нелли (О.В.Глушко), эта девочка, прошедшая в свои 12 лет все круги ада и вышедшая из него чистой, гордой, несломленной! Даже князь Валковский ( заслуженный артист России (В.В.Клементьев) тоже не лишен этого чувства - правда, он любит не людей, а богатство, деньги. Потому и противится браку Алеши и Наташи. "…когда вы оставили ваших родителей, я ужаснулся за Алешу. Оправдывать себя не стану, но причин моих от вас не скрою: вы не знатны и не богаты. Я хоть и имею состояние, но нам надо больше", - откровенно говорит он Наташе. И оттого, что ему "надо больше", он иезуитски растаптывает любовь сына к ней и женит его на богатой Катерине Федоровне.
Вряд ли надо говорить, кому на протяжении всего спектакля сочувствует зритель. И когда в четвертом действии князь Валковский предлагает Наташе "покровительство" графа Наинского после женитьбы Алеши и в знак "доказательства" своего к ней "участия и в особенности участия графа Наинского" протягивает пачку ассигнаций в десять тысяч рублей, она гневно отталкивает его: "Прочь, прочь, с этими деньгами! Я вас вижу насквозь… О, низкий, низкий человек!", а Иван Петрович отвешивает по холеной щеке князя звонкую пощечину, - зал взрывается аплодисментами. Ибо пощечина символична: от всех, по выражению Добролюбова, "забитых людей" - всем богатеям и оскорбителям.
Экранизировать или инсценировать классический роман - задача не из легких, когда же это роман столь сложного, многогранного писателя, как Достоевский, - она, задача, становится почти неподъемной. И остается только удивляться и восхищаться, как режиссеру-постановщику Татьяне Дорониной удалось в 180 минут спектакля по сценической композиции Л.Рахманова и З.Юденич "уложить" весь роман, не потеряв при этом ни единой мысли писателя, не расплескав его скорби об "униженных и оскорбленных", его и их боли и растоптанных надежд на счастье, которое, действительно, было "так возможно, так близко". Но в мире, где правят бал "денежные мешки", господа без совести и чести, такие, как князь Валковский, оно недостижимо.
Нет надобности пересказывать содержание спектакля - зритель этого театра прекрасно знаком с творчеством Достоевского. И не случайно, имея в Москве широчайшую возможность выбора, он идет не на некие мюзиклы и новомодные прочтения классики, где, к примеру, совокупление персонажей происходит - в духе "прогрессивных" веяний - прямо на глазах у изумленной публики, а идет именно сюда, во МХАТ имени М.Горького, и именно на Достоевского. Видимо, именно здесь он находит ответы на свои мучительные вопросы, на всё, что тревожит его сегодня. Это неудивительно - Татьяна Доронина впитала в себя мысли, чувства и душевные переживания героев Достоевского, прониклась его духом еще в то время, когда она, любимая актриса великого Товстоногова, играла на сцене знаменитого Ленинградского БДТ Настасью Филипповну в "Идиоте" и Грушеньку в "Братьях Карамазовых". Можно сказать, что она духовно взросла "на Достоевском". Отсюда - глубина режиссерского прочтения Дорониной романа и острота ее творческого видения, благодаря чему ей и актерам удалось проникнуть в потаенные уголки душ "униженных" и "оскорбленных", раскрыть красоту их добрых, бескорыстных сердец и в то же время воссоздать мрачную, гнетущую атмосферу Петербурга Ротшильдов и Валковских, давящего своей громадой "маленького человека". Кстати, этому в немалой степени способствует и великолепная сценография заслуженного деятеля искусств России, заслуженного деятеля искусств Таджикистана художника В.Г.Серебровского.
И все же на протяжении всего спектакля не покидает мысль, что, может, не столько красота спасет мир, как пророчил Достоевский, а любовь - действенная, всеобъемлющая любовь к человеку, которая вернет ему утраченное достоинство, и тогда он оглянется окрест, ужаснется своим поистине нечеловеческим условиям бытия и распрямится, встанет во весь свой рост и больше не позволит оскорблять себя и унижать. Герои спектакля этот свой первый шаг делают в финальной сцене, когда Наташа возвращается в родной дом, и отец, под влиянием рассказа Нелли о пережитой ею и матерью трагедии, прощает свою дочь. Они снова все вместе, они счастливы. И старик Ихменёв, очищенный страданием и воскрешенный любовью дочери, говорит с просветленным чувством:
"О! Мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Мы пойдем рука в руку, и я скажу им: "Это мои дорогие, это возлюбленные дети мои, которых вы оскорбили и унизили, но которых я, я люблю и которых благословляю во веки веков!"
И зал снова взрывается аплодисментами. Ныне оскорбленные и униженные всеми этими новыми Ротшильдами и Валковскими не скрывают слез и горячо аплодируют артистам, которые всем нам дали в этот миг ощутить, что "мы опять вместе" и "мы пойдем рука в руку". И вспоминается другой русский гений - Лев Толстой, написавший в "Войне и мире" : "… все мысли, которые имеют огромные последствия, - всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто…"
Спектакль заканчивается на этой пронзительной ноте, но нет, это еще не конец. Вновь раскрывается занавес, и на сцене - декорация одной из картин последнего действия: это храм. Через открытую дверь видны иконостас, зажженные свечи. Из храма, перекрестившись, выходят на поклон к зрителям "униженные и оскорбленные". А их обидчики появляются просто из-за кулис. Символичная режиссерская находка: "хищникам" дорога в храм заказана. Ведь еще в Евангелии от Матфея сказано: "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей…"
Вот на этой ноте, пожалуй, можно было бы и мне закончить свой отзыв о новой работе МХАТа имени М.Горького, поздравив режиссера и исполнителей с еще одной безусловной удачей, если бы не одно обстоятельство.
В середине января две "демократические" газеты Березовского с промежутком в 4-5 дней дуплетом выстрелили по театру, этому спектаклю и персонально - по Татьяне Дорониной. Добро бы это был профессиональный разбор спектакля, пусть хоть с критикой - не беда: у каждого свой взгляд, свои пристрастия, свои оценки. Однако злобный тон "рецензий", ерничанье и прямые оскорбления в адрес актеров и художественного руководителя театра, народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной, требования - театр отобрать, а ее отправить на пенсию - сомнений не оставляют: акция спланирована и организована известными "сценаристами", и именно потому, что и эта работа горьковцев попала в самую точку. Как и многие прежние: "Мы идем смотреть Чапаева", "Прощание с Матерой", "Лес", "Без вины виноватые", "Козьма Минин", "На дне", "В день свадьбы", "Контрольный выстрел" и другие. Определенную публику очень уж раздражает театр, который твердо стоит на патриотических позициях и в тяжелейшее время падения нравов в обществе, осквернения идеалов и всего, что дорого большинству людей, проповедует идеи добра, справедливости, человеколюбия и братства, несет высокую нравственность, вселяет надежду и веру в разуверившиеся сердца обездоленных и поруганных.
Но больше всего этих "торговцев в храмах" привлекает прекрасное здание театра, которое, по мнению, некоего А.Красовского ("Независимая газета"), могло бы "использоваться для красочных звонких представлений". Каких именно - еще более откровенно говорит Р.Должанский в "Коммерсанте": "Здесь на ура пошли бы новые мюзиклы". Что ж, если этим господам нравятся "звонкие представления" и "мюзиклы" - на здоровье! Только не надо диктовать, что и где нам смотреть. Но дело-то в том, что у развязанной против Дорониной травли есть и другой подтекст, который точно подметил драматург Виктор Розов: "Идет борьба за превращение театра в доходное место".
Странно получается, господа. Когда второй МХАТ - имени Чехова - дошел до ручки, вы почему-то молчали. Ни одной критической строки! И отобрать здание не требовали, хотя оно и там неплохое. Одна только беда - шибко уж загажено. Недаром Олег Табаков, назначенный после смерти Олега Ефремова его директором, пришел в ужас от увиденного. В своих нескольких интервью на вопрос - с чего он хочет начать в новом качестве и сделать в первую очередь? - всерьез отвечал: навести порядок в… туалетах и отучить актрис гасить сигареты о перила лестницы.
Иное дело - театр Дорониной. Здесь порядок, чистота, особая волнующая духовная атмосфера. Сюда приходишь, как в храм, потому что это действительно храм искусства. Потому и нацелились на него новоявленные хищники. Все уже захвачено, распродано, разграблено, остался последний лакомый кусок, надо поскорее урвать и его. Потому и заторопились так, что даже не удосужились сколько-нибудь поработать над текстами - статьи в двух газетах совпадают не только концептуально, но в иных местах и дословно. Аргументы смехотворны: мол, "не может быть двух МХАТов", "как не может быть двух Кремлей и Белых домов, двух президентов и двух МХАТов", а посему "один должен умереть", и "немедленно!" И, конечно, это должен быть МХАТ имени Горького. Ей-ей, подумалось, а не навострился ли сюда сам Олег Павлович, которому, наверное, надоело, уже чистить авгиевы конюшни в ефремовском театре?
"Татьяна Васильевна, хватит унижаться! Довольно унижать! В городе полно мест для примирения, согласия и красных стягов с образами…", - завывают пасквилянты. Нет, господа, Доронина - не унижается. Она высоко несет знамя русского искусства, испокон веку радеющего за маленького человека, его счастье, надежды, мечты. Доронина не унижает - она возвышает всех обездоленных и оскорбленных, у которых, в отличие от их богатых оскорбителей, есть достоинство, совесть, честь и любящие сердца. Что касается "примирения" и "согласия" голодных и сытых, нищих и богатых, хижин и дворцов, то история уже давала ответ на этот счет, и не единожды.
…Заключительный аккорд спектакля "Униженные и оскорбленные" неожидан: сверху на сцену медленно опускается портрет Достоевского. Платный "критик" и тут ёрничает: "как будто на торжественном заседании времен застоя". Чего вы злобствуете? Вот опустили бы портрет Путина или Зюганова, тогда был бы повод ёрничать насчет "времен застоя". Но ведь портрет-то Достоевского! Очень уместный, поскольку спектакль поставлен по его роману, и уместный вдвойне, потому что приурочен к 180-летию писателя. Кстати, кроме МХАТа имени М.Горького, больше ни один театр в столице России, на родине русского гения, эту дату никак не обозначил. Но "критики" этого почему-то "не заметили"…
Разрушители нашей страны свое черное дело начали с разрушения Московского художественного театра. Тогда, в 1987 году, линия раздела прошла по человеческим судьбам. Сколько великих "стариков" - живых хранителей и продолжателей традиций великого русского театра - ушли от нас раньше времени, не пережив потрясения! Великая, любимая миллионами зрителей актриса Татьяна Васильевна Доронина, избранная "горьковцами" своим художественным руководителем, возродила театр. МХАТ имени М.Горького выстоял в самое трудное время и продолжает жить, "сея разумное, доброе, вечное". Новоявленных российских Ротшильдов и их платных писак, любящих унижать и оскорблять, это бесит, как бесит само существование русского театра, русского искусства, русской культуры. Но последнее слово - не за ними.
Надежда ГАРИФУЛЛИНА
|