|
Второе распятие Христа?
Автор учебника «Основы православной культуры» Алла Бородина обвиняется в экстремизме
И не первый раз, хотя всё по тому же поводу. Передо мной один из документов этой эпопеи. «Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела» от 4 сентября 2002 года. В нём говорится: «Останкинский межрайонный прокурор г. Москвы старший советник юстиции Божко И. И., рассмотрев материалы проверки по обращению исполнительного директора ООО «За права человека» Пономарева Л. А. в связи с выходом в свет и распространением учебника А. В. Бородиной «Основы православной культуры», установил: … По мнению автора обращения, содержание учебника направлено на возбуждение национальной и религиозной вражды».
Это главное обвинение Пономарева в адрес Бородиной. Дальше в материалах: «Опрошенный в ходе проверки Пономарев Л. А. пояснил, что данный учебник, по его мнению, грубо нарушает основные положения Конституции РФ, утверждающей равенство прав граждан вне зависимости от их вероисповедания и национальности». Ведь «Основы…», по мнению господина Пономарева, «не являются учебником по культуре, а являются вариантом православного текста, направленного на пропаганду одной из церквей».
Остановимся на этом. И попытаемся понять, для чего, собственно, Алла Валентиновна Бородина работала над своим «экстремистским» учебником с 1996 г.
Если мы обратимся к статистике, представленной, например, в 3-м номере журнала «Здоровая жизнь», в статье «Ползущий кризис. Как остановить депопуляцию русского этноса?», то мы узнаем, что «проблема демографии, качества жизни россиян за последние 10 лет обострилась настолько, что под сомнение ставится будущее страны. Президент В. Путин назвал государственно образующий русский народ дряхлеющей нацией…»
Думаю, что теперь вполне понятна позиция Бородиной. Она желала бы сохранить народ, к которому принадлежит, оберегая его детей от смерти духовной и, через наркоманию, курение, алкоголизм, ещё и физической. В 28 регионах России смертность превышает рождаемость в три раза. Каждый час страна теряет примерно команду атомной подводной лодки типа «Курска». Потому важно позаботиться сегодня хотя бы русским о русских.
Однако забота эта, русских о русских, выгодна сегодня и остальным народам России. Потому что именно русское национальное самосознание исторически сложилось как образующее наше государство. Рассеянный на огромных территориях русский этнос склеивал и склеивает всю российскую культуру, экономику и политику. Подчеркиваю, то же самое делало всегда и ПРАВОСЛАВИЕ. А не то темное русское неоязычество, которому так хочется сегодня свести русский этнос до состояния «малого народа», поселив его в границах бывшего Московского княжества.
Православие интернационально со времен Византии. Ведь всякий человек, принявший эту религию, как свою, как бы теряет самолюбивую остроту переживания своей национальности, потому что вливается в огромный мир Вселенской Православной Церкви.
И вот, накануне светлого праздника Рождества Христова, Алла Валентиновна опять получила известие о том, что на неё пытаются завести уголовное дело. Опять замаячил мрачно беспокойный и мнительно суетный господин Лев Пономарев. А поддерживающая его пресса снова возопила, что надо загнать курс «Основы православной культуры» в воскресные и частные православные школы.
Но последуем дальше логикой Аллы Бородиной. В своей «Концепции и программе учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий» Бородина пишет о нашем времени как об эпохе обилия информации. Так и есть. Работаю в «Учительской газете» и знаю, что в процессе модернизации российских школ, начатой Министерством образования РФ, в сельские школы компьютеры уже пришли, а в городские вот-вот поступят. Следовательно, в самом ближайшем будущем практически в каждое учебное заведение страны войдет Интернет. И теперь, чтобы в этом море информации нашим детям не потонуть, им понадобится крепенький критерий отбора. Нет никакой гарантии, что через Интернет не станет распространяться по школам информация безнравственного, оккультного, сектантского или даже сатанинского характера. В этой ситуации, считает Бородина, православная культура способна научить детей самоцензуре! Ведь ни один учитель или родитель не смогут уследить за тем, не лазит ли сынок или дочка, независимо от их национальности, на сайт с порнографией. А вот душа, дух, совесть, культура ребёнка могут остановить его, сказав: «Тебе этого не надо!»
Почему Алла Валентиновна прибегла к написанию именно учебника? Учебник тем и отличается от остальных книг, что он подает знания организованно, системно, методично, доказательно. И сразу, одновременно, - на большой круг русских школьников.
Это прекрасно понимает Министерство образования РФ, которое своим «Методическим письмом» разрешило ввести «Основы…» в школу «массовую», государственную. И не в качестве факультатива – хочешь ходи на него, хочешь – нет, а в качестве регионального или школьного компонента. То есть, если тот или иной губернатор, мэр или даже директор школы сочтет необходимым, чтобы по этому курсу занимались дети, за будущее которых он отвечает, этот предмет станет базовым, обязательным.
Будет ли это насилием над личностями неверующих детей или детей иных национальностей? А преподавание математики всем школьникам подряд, независимо от их способностей, разве не насилие?.. Физики – будущему скотнику? Иностранного языка - слесарю - сантехнику? «Истории средних веков» - одиннадцатилетним детям? А ведь это история, в которой скопище жестоких воин, сложнейших реформ и отдаленных от двадцать первого века событий, случившихся в Китае, Индии, доколумбовой Америке!
Здесь же приходится изучать отнюдь не агрессивное, не воинственное и не мудровато мудреное. Напротив - близкое и привычное: вышел на улицу любого российского города, малого и большого, на улицу села – вот она, православная культура, перед тобой. Священников же численно в стране нашей мало. Даже в многомиллионной Москве всего 800 человек. Так что теперь даже в большинстве воскресных школ преподают не они, «батюшки», а педагоги с дипломами. Ведь на «батюшек», коих даже в областных городах сегодня всего несколько человек, висят ещё и дела по реставрации церквей, социальная помощь сиротам, заключенным, армии.
Да и почему, собственно, православная культура должна прятаться и скрываться, бояться намозолить глаза неверующим? Православие не тоталитарная и злоумышленная секта! Не ткёт с учениками по углам государственные заговоры! Не готовит религиозную войну!
Бываю часто в Пензе. В последнюю мою поездку узнала, что тут уже год, как преподают «Основы…» по учебнику Бородиной. Только по первой его редакции. А уже вышла и вторая, дополненная и исправленная. И что же? Случилось ли на почве этого предмета хотя бы одна драка меж учениками разных народов и вероисповеданий? Нет, потому что уже сами эти понятия: «православие и «культура» настраивают детей на лад толерантности и веротерпимости. А обязательное ношение платочков и длинных юбок – вне сферы этого курса.
Кто-то кричит о том, что Церковь в нашей стране отделена от государства. Но загляните в учебник «История средних веков» за шестой класс. Там религиозной культуре Западной Европы отданы целые параграфы! Например, один так называется: «В молитвах за род человеческий: духовенство» - имеется в виду католицизм. «В поисках истины: еретики» - всё о том же. «Крестовые походы». А шестая глава учебника Пономарева М. В., Абрамова А. В. Тырина С. В. , состоящая из трех параграфов, начинается словами: «Искусство Западной Европы было тесно связано с христианской религией», «Центром всей культурной жизни людей был храм». Странным, наверное, покажется Льву Пономареву, но когда наши дети это прочли, землетрясения не случилось. Не случилось оно и когда пятиклассники открыли «Историю древнего мира», узнали о пантеоне языческих богов и зарождении христианства.
Так что те журналисты и правозащитники, которые суеверно боятся «Основ православной культуры», слов «религия», «вера», «священник», поотстали от жизни. Религия давно вошла в наш быт и наше образование. Семя брошено, всходы есть, а вот катаклизмы не наблюдаются.
В этом году мне довелось присутствовать на уроках истории и литературы участников Всероссийского конкурса «Учитель года» и писать об этом. Так или иначе, но практически все педагоги в номинации «учитель-воспитатель» затронули тему православия. Да это и невозможно было не сделать. Без знания основ православия невозможно понять, почему в эпилоги четырех своих больших романов Достоевский поставил четыре православные иконы, объясняющие замыслы автора? Почему занимались богоискательством Лев Толстой и Максим Горький? Почему любили Церковь Гоголь, Пушкин и Тютчев? Почему пытались найти другой язык со священнослужителями своей эпохи Мережковский и Гиппиус? Что несёт в себе образ Иешуа Булгакова? И как относиться к мистическому миру упырей Алексея Ремизова?
Замолчать тему православной культуры, значит, замолчать сам смысл русской жизни, русской философии и литературы. Да и сделать это сегодня уже практически невозможно. Интерес к религии идёт снизу, от народа, отвечая его чаяниям – зачастую пока смутным, а не насаждается сверху политиками. И чтобы выкорчевать её из нашего полирелигиозного общества, понадобятся новые смертные гонения на верующих.
Не буду перечислять все организации и всех мужей, которые проводили экспертизу учебника Бородиной. Их слишком много, специалистов: филологов, социологов, философов, историков. Учебник «Основы православной культуры» был направлен и в НИИ «Проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной Прокуратуры РФ» «для дачи письменного заключения по книге». И был получен ответ, что «установлено: цель этой книги – ознакомить читателей с ролью православия в русской культуре, истории». Курс опробировали и в «массовой», государственной школе. Так что сегодня мы даже можем говорить о его положительных итогах.
Прежде всего «Основы православной культуры» дали учителю материал, на котором он может воспитывать учеников. Независимая комиссия задавала школьникам вопросы: «Вы можете сказать, что у вас дружный класс?» Все дети отвечали «да»! «Вы всегда рассчитываете на помощь одноклассников?» - сто процентов детей вновь сказали «да». «Иногда вам приходится решительно отстаивать себя перед одноклассниками?» 100% сказали «нет». «В классе есть учащиеся, которых следовало бы перевести в другую школу?» Ответ «нет» в ста процентах случаев. И так далее. Вы видите, что варьировался один и тот же вопрос, смысл которого – понять, не встало ли изучение православной культуры - стеной отчуждения между детьми. Нет, но раскрыло личности детей друг перед другом.
Проанализируем статью журналиста Светиной в «Новых известиях» - «Урок ксенофобии в 6-а?» Из «Основ…» выписывает она безобидную цитату: «Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность? Несмотря на то, что это чаще всего невыгодно и даже опасно, так как «гости» или «новые жители» не всегда так же благородно ведут себя на территории традиционно православного государства…». Где же тут «ксенофобия»? Под словами «гости» и «новые жители» можно кого угодно. И двух человек и десяток. Ни фамилии, ни национальности не названы. Каждый понимает текст в силу своей испорченности. Вернее, мнительности. Однако Зоя Светина настаивает: «Это цитата не из черносотенной газеты или брошюры, а из того самого учебника». Пугайтесь, трепещите!
У страха, конечно, глаза велики. Но чего же тут черносотенного? Зачем словами раскидываться? Чтобы усугубить впечатление от вашего личного, преждевременно нажитого невроза? Но ведь и в ваших обвинениях в «черносотенности» Аллы Валентиновны можно, при желании, усмотреть русофобство.
Далее в статье Светиной идет новая цитата из учебника: «Видимо, православная церковь и русский народ несёт в себе идеалы несравненно более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода». А где ложь здесь? Сиюминутная выгода всегда ниже высоких духовных идеалов религии. И не только идеалов православия.
Бородина пишет: «Далеко не каждый народ в современном мире может продемонстрировать такое благородство, гостеприимство, доброту». Правильно, далеко не каждый. В некоторых первобытных племенах до сих пор людоедством занимаются.
Но Светина прямо-таки набрасывается на Бородину: «И невдомёк ей, видимо, что эти утверждения вполне подпадают под определение 282 УК РФ: «Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, пропаганда исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности…»?
Сколько слов! Но подумайте сами: дабы подчеркнуть превосходство кого-то, нужно, по крайней мере, этого «кого-то» с кем-то конкретным сравнить. Написать, например, что белая раса выше черной или что китайцы гостеприимнее японцев. Бородина же констатирует неопределенно: «далеко не каждый народ в современном мире…» А «далеко не каждый» - это только «далеко не каждый».
Однако госпожа Светина ядовито пророчит: «Не приходится сомневаться, что идеи об исключительном гостеприимстве русского народа и о «новых жителях», которые не всегда «ведут себя так же благородно», лягут на благодатную почву бытовой ксенофобии и дадут свои всходы, от которых ужаснутся и сами авторы учебника». Некие «эксперты», дескать, уже «обратили внимание на средневековые антисемитские трактовки христианства» Бородиной. Но что это за эксперты, Светина не заявляет. Зато сам господин Пономарев в ходатайстве в Останкинский межмуниципальный (районный) народный суд Северо-Восточного административного округа Москвы 10 октября 2002 года указывает другой источник «экспертизы»: «Средства массовой информации сообщили, что содержание учебника… содержат «средневековый антисемитизм».
Вот вам и вся «экспертиза»! Выходит, что Светина как бы ссылается на… саму себя!
Но в чем заключается этот самый «антисемитизм»? Господин Пономарев просит Останкинский Суд «Признать недостоверной информацию (учебника. – И. Р.), изложенную в части первой вопроса № 4 «Почему иудеи распяли Христа?» (страница 114)…» Поскольку данный учебник, - на ваш взгляд, - «грубо нарушает светский характер государства и сеет межнациональную и межрелигиозную рознь».
Однако… Как я понимаю ваши чувства! Ведь и у русских есть больные места в родной истории. Хотелось бы, чтобы не было периода язычества, например. Желается, чтобы славянские князья никогда не ходили войной на христианский Константинополь. Хорошо было бы забыть о том, что первые православные мученики за веру были убиты русскими язычниками. И не дают спать спокойно воспоминания о средневековой межудельной розни, когда брат шел на брата… Да мало ли чего мрачного и некрасивого содержит в себе учебник «Истории России»! Но как-то совестно вырвать из него страницы! Было это уже, проходили недавно – фальсифицировали свою историю.
Да ведь и не Алла Бородина «открыла» то, что вас так возмутило. Она лишь взяла факты из канонических текстов Евангелия. Однако если даже сжечь его сегодня, по всему миру останутся миллионы других книг, в которых содержится та же «информация». Кроме того, есть опасность вместе с «водою» выбросить из купели младенца. Ведь среди иудеев первого века христианства было так много тех, чьи образы благоговейно сохранила и донесла до нас Русская Православная Церковь: апостолов, Пресвятой Богородицы, праведного Иосифа, ветхозаветных пророков.
Хотела я, было, взяться за цитирование древних и новейших книг, а потом подумала: «Зачем?» Ведь если вы захотите докопаться до истины, то вполне сможете сделать это сами. Откроете, например, еврейского историка Иосифа Флавия, родившегося в 37 году по Р. Х., и прочтете: «Около этого времени жил Иисус, мудрый человек, если только справедливо называть Его человеком, ибо Он совершал чудеса и был учителем мужей, радостно принимающих истину. Он привлек к Себе множество евреев и язычников. Он был Христос, и когда Пилат, по научению начальствующих СРЕДИ НАС (выделено мной. – И. Р,) осудил его на распятие, то любившие Его сначала не отказались от Него, ибо Он явился к ним живым на третий день, согласно предсказаниям пророков…»
Проблема даже не в том, что иные «правозащитники» сегодня тщетно ищут для себя «правду жизни», а в том, что кинутся православные простодушно доказывать им, что именно «иудеи распяли Христа», и тогда проще будет обвинить их в разжигании межнациональной розни. А по мне так: где нет любви к человеку, там нет и любви к Богу.
И удивительно: зачем кипят страсти межнациональной розни сегодня? После того как из новых паспортов российских граждан убрана графа «национальность»? Пошто горюет господин Пономарев? Ведь все евреи по новому паспорту больше не евреи! Да и русские, вроде, как и не русские больше. Тогда зачем З0 декабря прошлого года Мещанский районный суд Москвы, рассмотрев новую жалобу Льва Пономарева, признал незаконным отказ Останкинской межмуниципальной районной прокуратуры от возбуждения уголовного дела против православного педагога и ученого Аллы Бородиной? И началась новая волна нападок на учебник и его бедного автора?
Правда, «Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А. С. Хомякова» решил, видимо, что лучшее средство защиты – нападение, и, в лице своего руководителя о. Олега Стеняева отреагировал на действия «правозащитника» Льва Пономарева следующей мерой.
7 января 2003 года в письме Генеральному прокурору РФ В. В. Устинову отец Олег попросил возбудить уголовное дело «по факту совершения членами общественного движения «За права человека» Львом Пономаревым и Евгением Ихловым действий, образующих состав преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ». «Поскольку Л. Пономарев и Е. Ихлов были не в состоянии обосновать свои претензии к учебнику Бородиной, они использовали различные «словенские штампы», призванные посеять неприязнь как к учебнику, так и к православной культуре вообще…».
«Л. Пономарев и Е. Ихлов, нагло возомнившие себя цензорами и напрочь проигнорировавшие конституционную норму о запрете цензуры (Часть 5 статьи 29 Конституции РФ), а потому, не имеющие оснований называть себя правозащитниками, своими действиями намеренно провоцировали возбуждение религиозной и национальной вражды среди православных верующих в ответ на издевательские высказывания по поводу православной культуры. Попытки переделки Православного учения с целью сделать его политически корректным являются проявлением религиозной нетерпимости и экстремизма, глубоко оскорбляют религиозные чувства, причиняя мне глубокие морально-нравственные страдания».
А ведь фактически Лев Пономарев предложил нам как бы второй раз распять Христа, переписав Евангелие. Дескать, сделали это люди в масках, без национальности и без серьезных причин для своего преступления. Где это было? Бог весть? Когда? А кто его знает? Чьими руками? «Они были в масках! А, сделав своё нехорошее дело, бежали с Голгофы. И навсегда растворились в истории христианства…»
Ирина РЕПЬЕВА
|